Личный Архив А.Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

А.Н. ЯКОВЛЕВ.1956–1960: УЧЕБА В АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС И СТАЖИРОВКА В КОЛУМБИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (США)

В своих мемуарах «Сумерки» А.Н. Яковлев пишет, что после XX съезда и речи Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности Сталина ему расхотелось работать в ЦК КПСС, куда он был переведен из Ярославского обкома КПСС на должность инструктора Отдела школ. А.Н. Яковлев несколько раз просил направить его на учебу в Академию общественных наук. «Два раза отказали. После третьего заявления к просьбе отнеслись положительно, но при условии, что пойду учиться на кафедру истории КПСС. После неоднократных разговоров мне удалось убедить начальство академии в целесообразности другого решения... Выбрал международную кафедру» (Яковлев А.Н. Сумерки. М., 2003. С. 256).

Попытки продолжить образование имели свою предысторию. А.Н. Яковлев остро чувствовал необходимость продолжения образования. В сентябре 1943 г. он поступил в Ярославский государственный педагогический институт (ЯГПИ), где учился до октября 1945 г., когда был направлен на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). Во время учебы в ЯГПИ занимал должность старшего преподавателя и начальника кафедры военной и физической подготовки института (ноябрь 1943 г. – ноябрь 1944 г.). Во время учебы в ВПШ окончил заочно пединститут. Однако учеба длилась недолго, и в 1946 г. в связи с реорганизацией ВПШ А.Н. Яковлев был направлен в распоряжение Ярославского обкома ВКП(б), где с ноября 1946 г. по январь 1948 г. работал инструктором Отдела пропаганды и агитации. В том же ноябре 1946 г. он получил диплом об окончании ЯГПИ. Учеба в партшколе была продолжена, но уже на заочном отделении: 28 сентября 1946 г. А.Н. Яковлев поступил в Заочную высшую партийную школу, окончив ее, судя по зачетной книжке, уже после 7 апреля 1952 г.

В январе 1948 г. А.Н. Яковлев был переведен в порядке «укрепления» из Отдела пропаганды и агитации Ярославского обкома ВКП(б), где занимал должность инструктора, в газету «Северный рабочий» на должность заведующего Отделом пропаганды марксизма-ленинизма и члена редколлегии газеты. Сохранилась рецензия на письменную работу по партстроительству слушателя заочного отделения ВПШ тов. А.Н. Яковлева на тему «Коммунистическое воспитание трудящихся и задачи идеологической работы парторганизаций», в которой рецензент – кандидат исторических наук Кокунов, признавая все достоинства, писал и о недостатках: «В ряде мест имеются повторения одних и тех же мыслей. В некоторых местах Вы не указываете источники цитат».

В личном архиве А.Н. Яковлева имеется заявление от 28 января 1948 г. директору Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского, в котором он просит зачислить его «в аспирантуру при вверенном Вам институте по специальности – история ВКП(б)». Сохранились экзаменационный лист (диамат и истмат – отлично, история ВКП(б) – отлично, английский язык – отлично) и отзыв на реферат, который представляли поступающие в аспирантуру, на тему «Февральская буржуазно-демократическая революция» от 3 февраля 1948 г. В аспирантуру ЯГПИ А.Н. Яковлеву по какой-то причине поступить не довелось, однако с сентября 1948 г. по сентябрь 1950 г. он работал старшим преподавателем кафедры истории СССР областной партийной школы (по совместительству). В июле 1950 г. стал заместителем заведующего Отделом пропаганды и агитации Ярославского обкома, в июле 1951 г. заведующим Отделом школ и высших учебных заведений обкома КПСС, а в марте 1953 г. был переведен в Москву на должность инструктора Отдела школ ЦК КПСС, затем стал инструктором Отдела науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР. В 1952–1954 гг. состоял членом Ярославского обкома КПСС.

Более подробно об учебе в аспирантуре Академии общественных наук рассказано в книге «Омут памяти»: «Много читал, сдавал экзамены, писал рефераты. Получал “пятерки”... Я благодарен академии. В мое время там была хорошая обстановка для учебы, для чтения, в том числе и запрещенных книг. Политических дискуссий избегал, выступать на партийных собраниях отказывался. Сумятица в голове продолжала плясать свои танцы» (Яковлев А.Н. Омут памяти. В 2-х книгах. М., 2001. Книга 1. С. 179). А.Н. Яковлев написал заявление о приеме его на кафедру новой истории (заявление А.Н. Яковлева с просьбой о зачислении от 7 марта 1956 г.), 1 сентября 1956 г. был зачислен1, однако через три с половиной года защитил диссертацию на другой кафедре – истории международного коммунистического и рабочего движения.

После двух лет учебы А.Н. Яковлев был направлен на стажировку в США по международной программе обменов студентами и аспирантами (так называемой Фулбрайтовской программе) и в рамках подписанного в январе 1958 г. Н.С. Хрущевым и Д. Эйзенхауэром соглашения об академическом обмене. Это был первый послевоенный обмен в сфере культуры и образования между СССР и США. По условиям программы стажер должен был знать язык той страны, куда его направляли, и быть не старше 35 лет. А.Н. Яковлеву до достижения критического возраста оставалось всего два месяца, однако он все же подходил под общие критерии, а вот с английским языком, как выяснилось, все было не очень ладно, и ему пришлось пройти, прибыв в Нью-Йорк, специальные курсы International House и Американского лингвистического центра. Занятия языком продолжались практически до конца пребывания А.Н. Яковлева в США.

Пройдя курсы, А.Н. Яковлев принялся за изучение избранной научной темы по историографии внешнеполитических доктрин США в 1952–1956 гг. и сумел прочитать или другим образом освоить за весьма короткий срок более 100 книг, 19 наименований официальных изданий и публикаций, таких как Congressional Records, Foreign Policy Bulletin, комплекты 17 журналов и 8 газет. В выборе литературы ему помогал его научный руководитель Д. Трумэн и лекторы, среди которых были выдающиеся американские историки и политологи, такие, например, как Дж. Ф. Кеннан и Ф. Мосли. В выработке принципиальной позиции по избранной теме помогали и встречи со специалистами, которые устраивали организаторы стажировки с американской стороны. Несмотря на массу впечатлений, вынесенных из живого общения с американцами, главное, что А.Н. Яковлев сделал во время стажировки, заключается в его научной работе. Диссертация, которую он написал по прибытии в Москву под руководством академика Евгения Михайловича Жукова, получилась весьма внушительной, нагруженной цитатами и фактами, но отличалась при этом простотой изложения, логичностью построения и ясностью выводов, а по оценке оппонента, и «политически острым языком», иногда даже переходящим границы академически дозволенного (А.Н. Яковлев позволял себе такие не вполне корректные, по мнению официального оппонента, выражения, как «козел отпущения», «превратить черта в ангела», «наглости профессору Сарнову не занимать» и др.)2.

Тема диссертации звучала следующим образом: «Критика американской буржуазной литературы по вопросам внешней политики США в 1953–1957 гг.» (ГА РФ. Ф. 10063. Оп. 1. Д. 7). Возможно, главный вывод, который А.Н. Яковлев попытался донести до руководства после возвращения в ЦК, состоял в том, что внешняя политика США, главного идеологического и военного противника СССР, основывалась на политологическом анализе и опиралась на работу ученых в университетах и специализированных научных центрах. Не на догмах, а на анализе. Отсюда следовало, что и СССР неплохо было бы обзавестись аналогичными политологическими центрами, причем не внутри соответствующих ведомств, а при университетах и АН СССР. Разумеется, такую позицию разделяли и другие наследники XX съезда КПСС, но среди людей, прямо влиявших на идеологию партийного руководства, эти взгляды считались если не прямой ересью, то все же неким возможным зародышем страшного врага – ревизионизма. Еще одним признаком «не нашей» позиции было разделение теоретиков внешнеполитического курса США на группы по признакам, не соответствовавшим марксистским критериям. Среди политологов А.Н. Яковлев особо выделял Дж. Ф. Кеннана, резко критическое отношение которого к внешней политике США сосуществовало с авторством концепции «сдерживания коммунизма».

А.Н. Яковлев успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук, и решением Совета АОН при ЦК КПСС от 19 июля 1960 г. ему была присвоена искомая степень. На ученом совете кафедры его работа была рекомендована к опубликованию. Первая монография А.Н. Яковлева под названием «Идейная нищета апологетов холодной войны» вышла в свет в издательстве «Соцэкгиз» в 1961 г. Учеба в АОН при ЦК КПСС закончилась 7 мая 1960 г., но уже в апреле 1960 г. А.Н. Яковлев вернулся в ЦК КПСС на должность инструктора Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам. Впереди его ждала блестящая карьера в высшем звене партийного руководства.

В настоящей подборке публикуются материалы, касающиеся стажировки в Колумбийском университете и хранящиеся в личном архиве А.Н. Яковлева.

 

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии А.А. Яковлева.

 

© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация