Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«ИЗДАТЬ НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ…»: Из журналов заседаний Временного правительства. 28 июня – 31 июля 1917 г.

1917 год был чрезвычайно насыщен событиями. После стремительной Февральской революции и отречения императора Николая II к власти в стране пришло Временное правительство, просуществовавшее всего восемь месяцев и оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие страны в последующие годы. За столь короткий срок произошли три крупных политических кризиса, состав правительства обновлялся четыре раза.

Их деятельность отражена в журналах заседаний Временного правительства и так называемых «особых журналах». В последних записывались содержание «совершенно секретных» заседаний, посвященных международным, экономическим и военным вопросам. Эти документы показывают основные направления деятельности правительства в данный период. Являются ценным источником о его деятельности. Из них видно, что заседания правительства проходили в основном в вечернее или даже ночное время. Количество рассматриваемых вопросов было разное: от двух-трех до нескольких десятков, различавшихся по своей значимости. С приходом на пост премьера А.Ф. Керенского делались попытки сосредоточиться, прежде всего, на внутренней и внешней политике.

Журналы дают много информации для анализа политики правительства, как на важнейших политических направлениях, так и при решении вопросов оперативного характера. Их изучение позволяет проследить связь глобальных проблем и конкретных вопросов, определить их соотношение и, таким образом, сделать вывод об эффективности работы правительства. Документы содержат ценный фактический материал для исследования отдельных направлений общей политики этого органа власти (например, о реформировании законодательства и др.). В 2001–2004 гг. этот ценный источник был опубликован. Мизерным тиражом, ставшим библиографической редкостью, вышли в свет четыре тома «Журналов заседаний Временного правительства. Март–октябрь 1917 года»1, поэтому они не известны исследователям и недостаточно используются в исторической литературе.

В настоящей публикации представлена лишь небольшая их часть с конца июня (период июльского кризиса 1917 г., возникшего после неудачной попытки большевиков свергнуть Временное правительство), до конца июля (начало деятельности второго коалиционного правительства)2. Отбирались наиболее важные постановления по вопросам внутриполитической, международной и экономической жизни.

Этот период деятельности Временного правительства затрагивается в целом ряде произведений3, из них следует отметить работы Г.А. Герасименко, Г.З. Иоффе и А. Рабиновича, подробно их освещающие с современной точки зрения.

Поражение на фронте в июне 1917 г. вновь обострило ситуацию в Петрограде. Остро встал вопрос об усилении дисциплины в армии. Правительство хотя и вело борьбу с дезертирством (например, 28 июня было принято решение об образовании в Петрограде и Москве комиссий о дезертирах и по правам военнообязанных, журнал № 120), но изжить это явление не удавалось. В связи с продолжавшейся войной была предпринята попытка отправить на фронт революционно настроенные части Петроградского гарнизона, что, кроме того, позволяло вывести из столицы части, наиболее сильно поддавшиеся большевистской пропаганде. Большевикам это угрожало потерей влияния на военный гарнизон столицы, они лишились бы тех сил, с помощью которых рассчитывали захватить власть. В ответ на меры правительства ими была организована пропагандистская кампания, обличавшая империалистическую войну и буржуазное правительство4. Последнее привело, как и в феврале 1917 г., к волнениям в солдатской среде.

Ситуацию обострил и политический кризис во Временном правительстве, возникший в связи с требованиями Центральной Рады –краевой власти на Украине, предоставить автономию.

В конце июня–начале июля активизировалась деятельность всех политических сил, начались интенсивные переговоры между различными политическими группировками5. И.Г. Церетели в своих воспоминаниях сообщал, что активную роль в них играли масоны. Предполагалось заменить кн. Г.Е. Львова на посту министра-председателя Временного правительства А.Ф. Керенским, что могло способствовать укреплению власти6. Тот же Церетели утверждал, что кадеты лишь использовали украинский вопрос в качестве предлога, главное же было стремление переложить ответственность за положение в стране на своих партнеров по коалиции.

4 июля Керенский направил на имя Львова резкую телеграмму с требованием «прекращения предательских выступлений, разоружения бунтующих частей и предания суду всех зачинщиков и мятежников». Эта резкая телеграмма явилась поводом к отставке обер-прокурора Синода В.Н. Львова. Политическая ситуация в стране осложнилась, первое коалиционное правительство развалилось7, министр-председатель Г.Е. Львов подал в отставку, последовало дальнейшее ослабление влияния партии кадетов в правительстве.

7 июля Временное правительство – «Правительство спасения революции» – возглавил А.Ф. Керенский, открыв новую страницу в его истории. Для Керенского был характерен авторитарный стиль руководства, например, он сам отмечал, что решительные меры против восставших солдат и матросов были приняты по его инициативе. Новый стиль в руководстве Временным правительством прослеживается в определенной степени и по журналам заседаний. Его усилия были сосредоточены, прежде всего, на подавлении политических противников крайне левого толка. Причем многие деятели справа обвиняли Керенского в недостаточности репрессивных мер по отношению к леворадикальным группировкам. Установившаяся в ходе июльского кризиса система власти характеризуется в современных исторических исследованиях как правоцентристская «демократическая диктатура».

В этот период решался также вопрос о назначении нового верховного главнокомандующего (после провала июньского наступления А.А. Брусилов не мог оставаться на этом посту). Под нажимом комиссаров Временного правительства, Б.В. Савинкова и М. Филоненко, А.Ф. Керенский был вынужден согласиться с кандидатурой генерала Л.Г. Корнилова. В июле 1917 г. политическая ситуация в стране продолжала оставаться очень сложной, хотя политический накал после создания второго коалиционного правительства несколько спал.

Июльские политические события, широко обсуждавшиеся на заседаниях правительства, частично нашли отражение в журналах его заседаний. Так, в начале июля были приняты следующие постановления: «О привлечении к судебной ответственности всех участвовавших в организации и руководстве вооруженным выступлением против государственной власти» (журнал № 124 от 6 июля 1917 г.), «О расформировании всех воинских частей, принимавших участие в вооруженном мятеже 3, 4 и 5 июля 1917 г.», «О расследовании организации вооруженного выступления 3–5 июля», «Об организации Особой следственной комиссии для расследования степени участия в восстании 3–5 июля 1917 г. отдельных частей войск и чинов гарнизона Петрограда и его окрестностей» (журнал № 127 от 9 июля 1917 г.) и др.

8 июля (журнал № 126) в связи с «обновлением состава и переживаемыми событиями» принимаются: декларация – программный документ Временного правительства, и обращение к действующей армии, а также решения об аресте делегаций матросов Балтийского флота, прибывших в Петроград. Восстановлена смертная казнь на фронте (журнал № 128 от 11 июля), учреждены военно-революционные суды (журнал № 129 от 12 июля), принято решение об организации сбора находящегося на руках у населения Петрограда оружия (журнал № 129 от 12 июля), закрыта государственная граница (журнал № 130 от 13 июля 1917 г.). Усиливается контроль за печатью, принимаются все меры для предотвращения проникновения на фронт газет и журналов, «разлагающе действующих на армию» (журнал № 126 от 8 июля 1917 г.), военному министру и управляющему Министерством внутренних дел предоставляется право закрытия изданий, призывавших к неповиновению, с привлечением к суду ответственных редакторов (журнал № 129 от 12 июля).

В составе правительства происходят серьезные изменения, резко сокращается представительство партии кадетов, приходят эсеры и меньшевики (журнал № 128 от 11 июля 1917 г., «особый журнал» № 13 от 24 июля). Задачи усиления и централизации власти вызвали появления нового учреждения – канцелярии при министре-председателе Временного правительства (журнал № 131 от 14 июля). Значительные продвижения в июле–августе 1917 г. произошли и в военной области: новым Верховным главнокомандующим стал генерал Л.Г. Корнилов (журнал № 132 от 15 июля), учреждены должности военных комиссаров при главнокомандующих армиями фронтов, определен их статус и функции.

В связи с событиями в стране Временное правительство 18 июля обратилось к союзным державам со специальным обращением об отношении правительства к войне (журнал № 135 от 18 июля 1917 г.), а 25 июля (журнал № 139) было принято обращение к населению с просьбой о защите отечества.

Правительству удалось ликвидировать в основном опасность со стороны леворадикальных движений, но возникла и стала нарастать опасность справа. Правые настроения начали усиливаться среди командного состава армии. Генералы требовали усилить дисциплину, во многих случаях правительство шло им навстречу. Рупором этих кругов стал главнокомандующий Юго-Западным фронтом генерал Л.Г. Корнилов.

Анализируя развитие политической ситуации в стране видно, что она складывалась далеко не так, как хотелось Временному правительству. Дело ли здесь в просчетах самого Временного правительства, или в общей неповоротливости и тяжеловесности неуклюжего бюрократического механизма, который Временное правительство не сумело реформировать, или в объективных обстоятельствах – пока это до конца не ясно, эти аспекты требуют глубокого исследования.

У Временного правительства было много власти, но не было решительности в проведении в жизнь принятых решений. При этом происходили и всплески политической воли. К ним, прежде всего, можно отнести поведение Временного правительства в период июльских событий. В июле 1917 г. усиливалось влияние ЦИК Советов. Между тем лидеры Советов, упоенные игрой в демократию, сами упускали власть из своих рук: в августе-сентябре 1917 г. они затеяли перевыборы в этих органах, не понимая всю опасность процедуры.

Представленные материалы достаточно полно показывают деятельность Временного правительства. Их введение в научный оборот поможет исследователям в изучении политики правительства в названный период. Документы набраны типографским способом. Журналы заседаний сброшюрованы в тетради (от трех до пяти журналов в каждой тетради). Ответственные лица подписывали только последний журнал, поэтому в ряде документов подписи отсутствуют. Тем не менее, все документы считаются подлинниками. Передача текста документов осуществлена в соответствии с правилами современной орфографии и пунктуации. Стилистические особенности оговариваются в примечаниях. Пропущенные слова и предлоги, восстановленные составителем, даются в квадратных скобках. Устаревшие написания слов (предшедший», «омеблирование», «изуверные» и т.п.) воспроизведены идентично тексту.

 

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Б. Ф. Додонова

© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация