Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 1949-1952
Документ №12

Нота посольства СССР в США государственному департаменту США относительно ареста советского дипломата В.А. Губичева

28.04.1949
Посольство Союза Советских Социалистических Республик ссылается на Памятную записку Государственного департамента от 28 апреля 1949 года1 относительно ареста американскими властями советского дипломата В.А. Губичева и имеет честь по поручению советского правительства заявить следующее.

Советское правительство отмечает, что в указанной Памятной записке Государственного департамента повторяются доводы, изложенные в Памятной записке Государственного департамента от 24 марта 1949 года и опровергнутые документально в ноте Посольства № 31 от 30 марта 1949 года.

Отмечается также заявление, содержащееся в Памятной записке Государственного департамента от 28 апреля 1949 года, о том, что, хотя Государственному департаменту известна нота Министерства иностранных дел СССР от 13 июня 1946 года, в которой для В.А. Губичева запрашивалась въездная виза как сотруднику Секретариата Организации Объединенных Наций, Государственный департамент тем не менее «предполагал», что виза запрашивалась для сотрудника советской делегации в Организации Объединенных Наций.

Такое беспочвенное «предположение» относительно статуса советского дипломата на территории США, возникшее несмотря на точные сведения о статусе В.А. Губичева в его паспорте и в ноте МИД от 13 июня 1946 года, способно вызвать удивление, тем более что «предположение» высказывается почти три года спустя после того, как оно возникло у Государственного департамента.

Подобного рода аргументация, по которой факты, подтвержденные документами, игнорируются или искажаются, не может, разумеется, оправдать произвольные действия американских властей в отношении советского дипломата.

Советское правительство не может признать убедительными или серьезными доводы, приведенные в Памятной записке Государственного департамента от 28 апреля 1949 года, и требует немедленного освобождения В.А. Губичева и прекращения преследований его американскими властями2.

АВП РФ. Ф. 192. Оп. 16а. П. 159. Д. 1. Л. 28—29. Копия.

[Приложение]

ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА США ПО ДЕЛУ ГУБИЧЕВА

6 мая 1949 г.

Государственный департамент после консультации с министерством юстиции отклонил представления, сделанные правительством Союза Советских Социалистических Республик относительно ареста Валентина А. Губичева. Советское правительство заявило, что г-н Губичев является дипломатом советского правительства и что поэтому его арест был незаконным и представлял нарушение его статуса и иммунитета.

Государственный департамент сообщил советскому посольству, что статус Губичева в Соединенных Штатах состоял в том, что он являлся членом секретариата Организации Объединенных Наций и как таковой он не обладает иммунитетом, запрещающим арест и судебное преследование за совершенные им действия. Было указано, что генеральный секретарь Организации Объединенных Наций не требовал какого-либо иммунитета для г-на Губичева и в действительности отстранил его от должности до разбора его дела.

Государственный департамент отклонил утверждение о том, что г-н Губичев является в Соединенных Штатах советским дипломатом и обладает дипломатическим иммунитетом.

По международному праву и по законам Соединенных Штатов, за исключением лиц, предусмотренных разделом 15 соглашения между Соединенными Штатами и Организацией Объединенных Наций о штаб-квартире, лицо не имеет права предъявлять претензии на дипломатический статус и иммунитет, если только оно не является иностранным официальным представителем, аккредитованным при правительстве Соединенных Штатов, известным Государственному департаменту и принятым им как таковой, или не является членом семьи, членом служебного персонала или членом обслуживающего персонала такого представителя. Соединенные Штаты также при надлежащих обстоятельствах представляют дипломатические привилегии иностранным официальным представителям, которые аккредитованы в качестве дипломатических представителей при других правительствах, на международные конференции, или кто выполняет другую дипломатическую миссию. Г-н Губичев никогда не был аккредитован при правительстве Соединенных Штатов или принят им, и не было претензий относительно того, что г-н Губичев обладает дипломатическим иммунитетом в силу раздела 15 соглашения между Соединенными Штатами и Организацией Объединенных Наций о штаб-квартире. Он также не находится в Соединенных Штатах в качестве аккредитованного дипломатического представителя, выполняющего какую-либо дипломатическую миссию, ввиду которой надлежит предоставить дипломатические привилегии г-ну Губичеву в знак вежливости.

Далее Государственный департамент известил советское правительство, что ввиду статуса г-на Губичева как сотрудника Организации Объединенных Наций правительство Соединенных Штатов не может признать, что он продолжал работать в то же самое время в качестве советского дипломатического представителя. Такой двойственный статус явился бы нарушением Устава Организации Объединенных Наций, и правительство Соединенных Штатов не может, в соответствии со своими обязательствами по Уставу, позволить существование такого двойственного статуса. Статья 100 Устава и присяга, принесенная г-ном Губичевым в соответствии с этой статьей, запрещает членам Секретариата получать инструкции от любого правительства или любой власти вне Организации Объединенных Наций и требует от них воздержаться от какого-либо действия, которое могло бы повлиять на их положение как сотрудников международной организации, ответственных только перед этой организацией. Члены Организации Объединенных Наций обязуются уважать исключительно международный характер Секретариата и не пытаться повлиять на Генерального секретаря и его служебный персонал в деле выполнения ими своих обязанностей. Поэтому г-н Губичев не может, являясь в то же время сотрудником Секретариата Организации Объединенных Наций, пользоваться дипломатическим статусом и иммунитетом, вытекающим из официальной связи с советским правительством.

Департамент заверил советское правительство, что г-н Губичев будет отдан под суд без чрезмерной задержки, судебное разбирательство будет справедливым и честным, и он будет пользоваться всеми гарантиями, которые Конституция и законы Соединенных Штатов предоставляют лицам, обвиненным в преступлении в судах Соединенных Штатов.

Действия, в которых обвиняется г-н Губичев, представляют собой не только серьезное злоупотребление своими привилегиями пребывания в Соединенных Штатах в качестве сотрудника международной организации, но также явное нарушение своей присяги и обязанностей перед Организацией Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций отстранила г-на Губичева от должности немедленно после того, как узнала об обвинениях, выдвинутых против него, и полностью сотрудничала в этом вопросе с правительством Соединенных Штатов. Правительство Соединенных Штатов уверено, что правительства — члены Организации Объединенных Наций, так же как и Генеральный секретарь, заинтересованы в обеспечении того, чтобы любые подобные действия отдельного лица были предотвращены или прекращены и чтобы они не отразились на самой Организации Объединенных Наций и на более чем 3000 лояльных сотрудников организации.

The Department of State Bulletin. May 15. 1949.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация