Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ СССР
Атака на "космополитов"
Документ №70

Главный редактор "правды" - в ЦК ВКП(б) о партийном собрании редакции, посвященном борьбе с космополитизмом

12.03.1949
Секретарю ЦК ВКП(б)

товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.

ОБ ИТОГАХ ПАРТИЙНОГО СОБРАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ «ПРАВДЫ»

1—5 марта 1949 г. проходило партийное собрание коллектива «Правды» по вопросу об итогах Московской городской и областной партийной конференции. На этом собрании подверглись глубокому обсуждению вопросы партийной жизни коллектива «Правды», грубые политические ошибки, допущенные некоторыми членами партии нашей партийной организации. Собрание отличалось большой активностью: из 120 товарищей, присутствовавших на собрании, выступило в прениях 33 товарища. Ход собрания показал, что партийный коллектив «Правды» остро реагирует на политические ошибки, допущенные работниками «Правды». Собрание показало высокую политическую сплоченность партийной организации.

На собрании подверглись резкому осуждению грубые политические ошибки членов партии, работников «Правды» тт. Гершберга, Бронтмана, Гольденберга, Косова.

Гершберг, Бронтман и Гольденберг (Викторов) находились в приятельских отношениях с ныне разоблаченным врагом народа Шимелиовичем, бывшим главным врачом Боткинской больницы, знали о некоторых националистических высказываниях Шимелиовича (его клеветнические заявления, будто бы из редакций медицинских журналов освобождают всех врачей-евреев и т.п.), и тем не менее продолжали поддерживать с ним связь. Они слышали на квартире у Шимелиовича националистические высказывания еврейского националиста Михоэлса, ругавшего некоторых сотрудников «Правды» «ассимиляторами», требовавшего, чтобы они подписывались еврейскими фамилиями, а не литературными псевдонимами, и тем не менее указанные товарищи продолжали знакомство с Шимелиовичем и Михоэлсом. Шимелиович нередко заходил в «Правду» к перечисленным товарищам.

Бронтман в течение ряда лет (с 1938 г.) упорно протаскивал рекламные заметки по отделу информации на страницы «Правды», а Гершберг с таким же упорством рекламировал Шимелиовича на страницах местной внутренней газеты многотиражки «Правдист».

«Тем самым, — говорится в резолюции партийного собрания, — они попирали элементарные правила партийной этики и объективно затрудняли разоблачение Шимелиовича. Товарищи Гершберг, Бронтман и Гольденберг забыли, на каком важном идеологическом участке они работают, и, потеряв бдительность, дали врагу народа возможность использовать их в его гнусных целях».

Вина названных товарищей была отягчена тем обстоятельством, что, зная уже об аресте Шимелиовича, они не заявили в партийную организацию о своих связях с ним и дали объяснения по этому вопросу только по требованию партбюро.

Партийное собрание вынесло строгий выговор с предупреждением т.т. Гершбергу и Бронтману, а т. Гольденбергу, учитывая более искреннее осознание им своих ошибок, вынесло выговор.

Редакционная коллегия «Правды» 5 марта с.г. освободила тов. Гершберга и тов. Бронтмана от работы в «Правде».

Редакционная коллегия «Правды» 18 февраля с.г. освободила от работы в «Правде» тов. Д. Косова в связи с тем, что известная американская шпионка Стронг оказалась его дальней родственницей (женой брата его жены), о чем он своевременно, после ареста Стронг не сообщил редакции. Характерно, что редакция узнала об этой родственной связи т. Косова не от работников редакции, знающих его много лет по совместной работе и проживающих в том же доме, а от члена партии т. Вдовиченко, редактора газеты «Советское искусство». Это говорит об элементах семейственности среди некоторой части старых работников «Правды».

Подробному обсуждению на собрании были подвергнуты непартийные действия т. Корнблюма. На собрании было установлено, что Корнблюм был связан с одним из вожаков и идеологов антипатриотической группы критиков Юзовским, носил ему на квартиру свою пьесу, проявлял, как он выразился сам на собрании, «холуйскую готовность возбудить интерес к его (Юзовского) книжке», не раз оказывал давление на работников отдела критики и библиографии, добиваясь от них написания рецензии на книжку Юзовского «Образ и эпоха».

Действия Корнблюма часто совпадали с действиями антипатриотической группы театральных критиков. Так, например, Корнблюм в разговоре с работником редакции т. Верховским отрицательно высказывался о книге т. Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» — «с тех же позиций, с каких критиковали это произведение буржуазные космополиты». Когда после пленума Правления Союза советских писателей в «Правде» была напечатана статья тов. Софронова о состоянии драматургии и театральной критики, Корнблюм в разговоре с работником отдела литературы и искусств тов. Лyкиным выразил «сомнение» в правильности этой статьи и резолюции пленума ССП, заявляя, что «вряд ли такая резолюция будет одобрена», что статья тов. Софронова «направлена только против критиков». Этим разговором, полностью совпадавшим с установками антипатриотической группы критиков, т. Корнблюм пытался дезорганизовать работу литературного отдела в области разоблачения критиков-космополитов и взять последних под защиту.

Корнблюм систематически выступал против новых работников-правдистов, ведя дело к тому, чтобы дискредитировать их. Особенно яростно Корнблюм нападал на работников литературного отдела «Правды» (Кожевникова и др.), явно имея в виду цель — добиться их смещения и замены людьми из лагеря безродных космополитов. Корнблюм не раз ставил вопрос, почему-де Юзовский и подобные ему критики не привлекаются к работе литературного отдела «Правды».

Партийное собрание единогласно приняло следующее решение в отношении Корнблюма:

«Собрание считает установленными связь члена партийной организации тов. Корнблюма с одним из вожаков и идеологов буржуазно-космополитической банды Юзовским и его попытки протащить на страницы “Правды” рецензию на книгу Юзовского… Поставить вопрос перед редакцией “Правды” о возможности пребывания тов. Корнблюма в штате “Правды”».

Редакционная коллегия «Правды» своим решением от 11 марта с.г. постановила отчислить т. Корнблюма из штата работников «Правды» и просить ЦК ВКП(б) отозвать т. Корнблюма с курсов переподготовки газетных работников.

Решением от 11 марта 1949 г. редколлегия освободила от работы в « Правде» тов. Б. Изакова, заместителя зав. иностранным отделом и международного обозревателя. Еще в июне 1948 года тов. Изакову был объявлен решением партийного собрания строгий выговор с предупреждением за то, что он ходатайствовал вместе с группой членов партии за осужденного врага народа Копелева. В свете новых фактов враждебной деятельности еврейских националистов редакция сочла необходимым вернуться к вопросу о возможности оставления тов. Изакова на работе в «Правде» и вынесла решение об его освобождении от должности заместителя зав. иностранным отделом и международного обозревателя «Правды».

Редакционная коллегия «Правды» на своем заседании заслушала также объяснения тов. Заславского о его знакомстве с разоблаченным ныне врагом народа Шимелиовичем и еврейским националистом Михоэлсом. Тов. Заславский в своем подробном объяснении признал допущенную им грубую политическую ошибку. Редакция приняла к сведению заявление т. Заславского и указала что им была совершена грубая политическая ошибка, выразившаяся в том, что он поддерживал знакомство с разоблаченным ныне врагом народа Шимелиовичем и еврейским националистом Михоэлсом, не проявив должной политической бдительности.

На партийном собрании ряд товарищей в своих выступлениях указывал, что среди некоторой части старых работников «Правды» имеют место зазнайство, семейственность, групповые настроения, неправильное отношение к вновь приходящим работникам.

За последние годы коллектив «Правды» решениями ЦК неоднократно пополнялся новыми работниками. На работу в «Правду» направлялись члены редколлегии и другие руководящие работники, корреспонденты; выдвигались молодые писатели, опытные журналисты из других центральных и местных газет. За последние несколько лет аппарат редакции «Правды» обновился примерно на две трети. Значительная группа правдистов повысила свою теоретическую подготовку, пройдя курс Высшей партийной школы. В результате всех этих мероприятий было покончено с монопольным положением некоторой группы журналистов, имевших профессиональные газетные навыки, но недостаточно партийно воспитанных и политически подготовленных. Характерно, что совершившие грубые политические ошибки т.т. Косов, Гершберг, Бронтман и Гольденберг, имеющие стаж работы в «Правде» 15—25 лет, вступили в партию лишь в 1940—41 годах.

Среди некоторых старых работников аппарата «Правды» эти мероприятия по пополнению редакции новыми журналистскими кадрами вызвали недовольство и даже противодействие.

Это, в частности, выражалось в попытках организовать клеветнические кампании, чем особенно усердно занимался Магид, освобожденный в 1945 году по решению КПК от работы в «Правде».

Это выражалось в огульном охаивании выступлений на страницах «Правды» новых работников, в нежелании им помогать и т.д.

Как выявилось на партийном собрании, это неправильное непартийное отношение к вновь приходящим журналистам имело место со стороны отдельных работников до последнего времени. При освобождении некоторых сотрудников от работы в «Правде» редакция учитывала и этот момент.

Редакционная коллегия «Правды» просит Центральный Комитет:

1. Утвердить решения редколлегии об освобождении от работы в аппарате «Правды» тт. Гершберга, Бронтмана, Изакова, а также решение в отношении т. Корнблюма.

2. Направить на работу в «Правду» группу газетных работников, заканчивающих в этом году высшую партийную школу в количестве 10—12 человек.

3. Поручить Агитпропу ЦК и редакции «Правды» организовать в редакции шестимесячную практику наиболее способных литературных работников, имеющих публицистические данные, с тем чтобы лучшие из них могли быть затем оставлены на постоянной работе в «Правде».

4. Поручить Агитпропу ЦК совместно с Отделом внешних сношений в месячный срок подобрать для работы в иностранном отделе «Правды» и в качестве заграничных корреспондентов 4—5 квалифицированных журналистов.

Постановление собрания партийной организации редакции «Правды» прилагается.

Полный текст стенограммы партийного собрания представлен в Отдел Пропаганды и Агитации ЦК ВКП(б).

П. ПОСПЕЛОВ

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 118. Д. 333. Л. 83—90. Подлинник.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация