13233. — Марта 5. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров. — О
правилах для школьного и катехизического учения в колониях Саратовских
иностранных поселенцев.
Слушана записка Управляющего Министерством Внутренних Дел, от 9 Февраля,
о правилах для школьного и катехизического учения в колониях Саратовских
иностранных поселенцев.
Комитет полагал: означенные правила утвердить согласно представлению, с
увеличением предположенной оными пени до трех коп. серебром.
Государь Император на положение Комитета Высочайше соизволил.
Записка. В прошлом 1839 году Евангелическо-Лютеранская Генеральная
Консистория представила Министерству, мне вверенному, полученный ею от
Московской Провинциальной Консистории сего исповедания, проект правил о
школьном и катехизическом учении в колониях Саратовских иностранных
поселенцев. Побудительною причиною к начертанию сего проекта была
замеченная местными пасторами безнравственность колонистского юношества,
подавшая им мысль установить твердые и постоянные правила насчет
обложения некоторым штрафом тех родителей, которые не будут посылать
исправно детей своих в школы и церковь. Генеральная Консистория, одобряя
предположение Московской Консистории насчет введения таковых правил, и в
несомнительности благодетельных последствий сей меры, убеждаясь примером
Лифляндии, где по Высочайше утвержденному положению о крестьянах,
существуют для нерадивых родителей подобные незначительные денежные
штрафы, испрашивала дальнейших распоряжений.
Находя таковое предположение небезосновательным, я относил оное по
принадлежности на усмотрение Министра Государственных Имуществ, прося
его мнения. Вследствие сего, Генерал-Адъютант Граф Киселев препроводил
ко мне вновь составленный Конторою Саратовских иностранных поселенцев,
которой поручено было сделать по настоящему предмету ближайшие
соображения, проект правил о школьном и катехизическом учении в тамошних
колониях. Сей проект, к начертанию коего приняты были в руководство
представленные мне Евангелическо-Лютеранскою Генеральною Консисториею
правила, в сущности разнится от сих последних тем токмо, что
распространен и на поселенцев Римско-Католического исповедания,
составляющих третью часть населения Саратовских колоний. Правила сии
заключаются в следующих 12 параграфах.
§ 1. Патеры и пасторы, при каждом удобном случае, внушают своим
прихожанам святость их долга воспитывать детей в страхе Божием и
своевременно посылать их в церковные школы, коих главное назначение
состоит в преподавании юношеству Закона Божия. (Высочайше утвержденного
28 Декабря 1832 года Устава Евангелическо-Лютеранской церкви в России §
181).
§ 2. Патеры и пасторы посещают школы своего прихода в той колонии, где
сами живут, еженедельно; в прочих по крайней мере однажды в две недели.
Кроме сих непременных посещений, патеры и пасторы делают в удобное время
посещения внезапные, для учителей и учащихся неожиданные. (Там же § 189).
§ 3. Посещения патеров и пасторов должны иметь целию не только общий
надзор за порядочным учением детей; но и поощрение их к прилежанию, как
похвалами для прилежных, так и увещанием для ленящихся.
§ 4. Непременные и внезапные посещения патеров и пасторов записываются,
с означением дня и числа, когда они сделаны, шульмейстерами, в особый,
ведомый ими журнал, который при визитациях Супериором и Пробстом
приходов, имеет быть принимаем в число доказательств, в какой мере
приходский священник печется о своих школах.
§ 5. Каждый отец семейства обязан своих детей, питомцев, учеников или
слуг обоего пола, которым минул 7 год от роду, посылать ежедневно, с
начала Октября до конца Марта месяца, в школу, и каждое воскресенье
слушать преподавание катехизиса.
§ 6. Каждый шульмейстер ведет верный именный список всем детям,
обязанным являться в школу, и по окончании как утренних, так и
послеобеденных часов учения, а равно после каждого преподавания
катехизиса (Kathechisation oder Kinderlehre), делает по этому списку
перекличку, внося отсутствующих в особый список, который каждый день
передает сельскому начальству колонии.
§ 7. Сельское начальство, получив список, немедленно осведомляется в
семействах о причине небытия в школе ученика; и если найдет ее законною,
отмечает об ней против его имени, а за небывших без причины законной,
взыскивает с главы семейства установленную ниже пеню.
§ 8. Законными причинами отсутствия учеников признаются: болезнь самого
ученика, необходимость ходить за больным, принадлежащим к семейству,
смертный случай в семействе, но только до окончания похорон, и ненастная
погода при дальнем пути в школу.
Примечание. Могут встретиться и другие, не менее важные причины, которые
воспрепятствуют ученику явиться в школу. Посему, сельское начальство
обязано в таких случаях определять, по благоразумию своему, должно ли
считать сии причины достаточными к освобождению от пени, или нет.
§ 9. За всякое отсутствие ученика из школы без законной к тому причины,
родители, опекуны, воспитатели, или вообще главы семейства, платят по 5
копеек медью. (Свод[а] Зак[онов] Т. 12, Уст[ав] об иностран[ных]
колон[иях] ст. 983).
§ 10. Пеня взыскивается, как уже выше сказано, сельским начальством, и
вместе со списком передается церковным старостам, под их расписку, для
причисления к школьной кассе.
§ 11. Школьная касса управляется на том же основании, как и всякое
церковное имущество, и взысканные в пеню деньги употребляются на покупку
необходимых книг для бедных детей и книг для раздачи на экзаменах
отличающимся прилежанием.
§ 12. Если лица, подлежащие пени, не будут в состоянии внести оной,
тогда они наказываются сельским начальством, вместо денежной пени,
употреблением их в общественную работу, и именно: за каждое отсутствие
ученика из школы по половине дня. (Там же, ст. 983).
Препровождая сей проект, Генерал-Адъютант Граф Киселев изъясняет, что
как оный составлен применяясь к быту колонистов и к существующим
узаконениям для внутреннего в колониях управления, принадлежащего
сельским и окружным начальствам; то и не оказывается, по его мнению,
никакого препятствия ко введению сих правил, если они получат надлежащее
утверждение. Он находит токмо нужным, согласно с прежним предположением
Лютеранских Консисторий, Генеральной и Московской, определенную § 9
означенных правил пеню с виновных в непосещении обучающимся колонистским
юношеством школы, 5 копеек медью, увеличить до 3 коп. серебром, так как
пятикопеечная пеня была бы уже совершенно незначительна.
Как по сему новому предположению, правила о школьном и катехизическом
учении детей иностранных поселенцев в колониях Саратовского водворения
имеют быть общими для католиков и протестантов; то я препровождал проект
сих правил к Митрополиту Римско-Католических в России церквей.
Митрополит Павловский, найдя помянутый проект сообразным с чистым
Христианским учением, полагает, что оный, по краткости, точности и
ясности своей, может быть приведен в действие с пользою для детей
иностранных поселенцев.
Находя с своей стороны составленный Конторою Саратовских иностранных
поселенцев проект правил о школьном и катехизическом учении в
Римско-Католических и Лютеранских колониях Саратовского водворения,
согласный с предположениями Генеральной и Московской
Евангелическо-Лютеранских Консисторий и одобренный Министром
Государственных Имуществ и Митрополитом Римско-Католических в России
церквей, вообще соответствующим цели и следовательно обещающим для
тамошнего юношества очевидную пользу, и в особенности, разделяя мнение
Генерал-Адъютанта Графа Киселева, что с увеличением пени, определенной с
виновных в неисправном посещении учениками приходских школ по 5 коп.
медью, до 3 коп. сереб[ром], можно ожидать еще большей от настоящей меры
пользы, — я имею честь представить о сем на благоусмотрение Комитета
Министров, полагая мнением, утвердить означенный проект во всей его
силе, с определением токмо вышепомянутой пени в 3 к. серебром.
ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XV. Отд. 1. С. 108—111.
Назад