Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №20

Запись беседы заместителя министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского с посланником Египта с СССР Биндари-пашой

01.07.1948
Секретно

Сегодня в 13.00 я принял египетского посланника в СССР Биндари-пашу по его просьбе.

В начале беседы посланник весьма пространно говорил о дружеских чувствах, которые он испытывает по отношению к Советскому Союзу и его руководителям, и о том, что он, Биндари-паша, немало приложил усилий для того, чтобы обстоятельно разъяснить внешнюю политику Советского Союза государственным деятелям Египта. Посланник особо отметил, что свое недавнее пребывание в Каире он использовал для того, чтобы рассказать подробно руководителям Египта о подлинных устремлениях Советского Союза, которые умышленно искажаются англо-саксонской пропагандой. Посланник при этом заметил, что ему удалось многое сделать в направлении нахождения базы для тесного и дружеского сотрудничества на равных основах и на принципах взаимного уважения между Египтом и СССР. Биндари-паша в связи с этим заявил, что его правительство и особенно король, являющийся большим националистом и твердо отстаивающим национальную независимость Египта, оказали ему, Биндари-паше, высокое доверие и поручили ему продолжать осуществлять его миссию в Москве в интересах укрепления дружеских отношений между Египтом и СССР.

После такого вступления посланник от имени своего правительства приступил к изложению основной цели своего визита, предупредив при этом, что это он делает в строго конфиденциальном порядке.

Посланник заявил, что главный принцип внешней политики Египта основывается на географических и экономических особенностях страны. Египет является несомненным фактором мира. Он борется за свою независимость и не желает присоединяться ни к какому блоку. В соответствии с этой политикой египетское правительство отклонило предложение греческого правительства о посещении Цалдарисом Каира в целях организации конференции представителей Египта и стран Ближнего Востока, включая и представителей Турции, для выработки договора, основанного на таких же принципах, на которых основан договор, заключенный между Англией, Францией и Бенилюксом. Посланник пояснил, что основная цель договора была бы направлена на борьбу с коммунизмом и против Советского Союза. Посланник сказал, что министр иностранных дел Египта от имени правительства категорически отказался от предложения Цалдариса и греческого правительства. Министр при этом заявил, что вопрос о коммунизме является внутренним делом каждой страны. Что же касается проведения политики, направленной против СССР, то, по словам посланника, египетское правительство не может присоединиться к такой политике, так как Египет не имеет никаких претензий по отношению к Советскому Союзу. Так и было заявлено египетским правительством Цалдарису.

Посланник затем сказал, что Египет полон решимости защищать принципы своей внешней политики, которые основываются на стремлении египетского народа освободиться от влияния западно-европейского империализма. В развитие этих принципов Египет отказался подписать договор с Англией и не подпишет подобного договора с любой другой страной, которая пожелала бы использовать Египет в качестве стратегической базы. По мнению посланника, подобная политика египетского правительства может привести Египет к конфликту с англо-саксами.

Биндари-паша затем остановился на экономических особенностях Египта. Он заявил, что Египет нуждается для развития своей промышленности в ввозе необходимого сырья, химических продуктов, нефти и производных от нее продуктов. Египет испытывает также нужду в оборудовании для военных заводов и т.д.

В связи с этим посланник заявил, что после определенного успеха, одержанного им в отношении очищения мрачной атмосферы, созданной иностранной пропагандой в Египте вокруг Советского Союза, ему хотелось бы обсудить с представителями СССР, до какого предела можно вести сотрудничество в его конкретном виде между Египтом и СССР, форма и объем которого будут продиктованы обстоятельствами.

Посланник спросил, может ли Египет рассчитывать на помощь СССР в следующих областях:

1. На получение нефти и производных от нее продуктов.

2. На экономическую помощь с тем, чтобы Египет оказался в состоянии выполнить свою программу по сохранению полной независимости от западных стран. В связи с этим пунктом посланник внес предложение заключить коммерческое соглашение, аналогичное соглашениям, заключенным СССР с Польшей и Румынией.

Я попросил посланника уточнить характер соглашения.

Посланник ответил, что речь идет об экономическом соглашении. Политическое соглашение может последовать за ним после определенного периода.

3. На предоставление оружия и оборудования для вновь сооружаемых военных заводов.

Со своей стороны Египет, по словам посланника, имеет возможность поставлять Советскому Союзу хлопок и другие товары. За некоторые товары Египет мог бы платить девизами.

Посланник в заключение сказал, что он хотел, чтобы Советское Правительство рассмотрело возможно скорее изложенное предложение, носящее строго конфиденциальный характер. Посланник особо подчеркнул, что он желает, чтобы Советское Правительство верило в искреннее стремление Египта установить прочные дружеские отношения с СССР.

Посланник при этом заметил, что такой точки зрения придерживается и король, вокруг которого, к сожалению, распускаются вредные слухи о том, что СССР работает против него. Посланник заявил, что он стремился рассеять эти слухи.

В заключение посланник отметил, что СССР может в дальнейшем рассчитывать с полным доверием на Египет для ведения борьбы против западных империалистов.

Я ответил посланнику, что СССР всегда положительно относится к возможности укрепления сотрудничества и дружественных отношений с теми странами, которые стремятся к тому же. Что касается выслушанного мною заявления и изложенных посланником предложений, то я считаю, что и заявление и предложения заслуживают серьезного внимания. Я решительно опроверг провокационные слухи, распускаемые враждебной пропагандой в Египте о том, что СССР будто бы работает против короля, подчеркнув, что, как известно всему миру, СССР не вмешивается во внутренние дела других стран.

В заключение по этому вопросу я дал понять посланнику в общей форме, что вопрос о предоставлении вооружения стране должен решаться в рамках постановления ООН в связи с войной в Палестине.

Посланник сделал попытку начать обсуждать палестинский вопрос. Но я отклонил эту попытку, заявив, что позиция Советского Союза в этом вопросе совершенно ясна, и поэтому я не вижу необходимости рассматривать этот вопрос. Посланник поспешил заявить, что поднятый им главный вопрос в сегодняшней беседе ни в коей мере не связан с палестинской проблемой, и поэтому на нем он не имеет в виду останавливаться. Посланник заметил при этом, что англичане пытаются египетский вопрос потопить в палестинской проблеме.

Затем посланник вручил мне две ноты (см. приложение). В первой ноте Египетское Правительство просит Советское Правительство разрешить ему направить своих представителей в соответствии с имеющимся договором о поставке зерна от 3-го марта 1947 г. на пункты отправки зерна для установления контроля за качеством отправляемого груза. Во второй ноте египетское правительство просит Советское Правительство поддержать его просьбу об определении места пребывания экономической комиссии ООН для Ближнего Востока в Каире.

Я сказал посланнику, что обе ноты будут мною переданы по назначению.

Перед уходом посланник обратился с личной просьбой оказать ему содействие в организации его поездки в Сибирь. Я не ангажировался перед посланником, сославшись на трудности организации этой поездки, ввиду того, что Интурист не развернул своей работы в этом направлении. Посланник просил вместе с тем посодействовать ему в возможности заниматься водным спортом.

Я обещал поинтересоваться этим вопросом.

Беседа длилась 1 ч. 30 м.

На беседе присутствовал т. Стариков.

А. Вышинский

АВП РФ. Ф. 087. Оп. 11. П. 16. Д. 5. Л. 16—21.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация