Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №8

Заключение советника МИД СССР Б.Е. Штейна "о проекте статута Иерусалима, выработанного специальным комитетом совета по опеке"

01.03.1948
Совет по Опеке 1 декабря 1947 года учредил специальный комитет для разработки проекта Статута Иерусалима в составе представителей: Великобритании, США, Франции, Китая, Австралии и Мексики. Председателем Комитета был избран представитель США Гериг.

26 января 1948 г. Комитет одобрил в качестве рекомендации Совету по Опеке проект Статута Иерусалима, состоящий из 45 статей и преамбулы.

Этот проект должен обсуждаться на второй части 2-ой сессии Совета по Опеке. 2-я часть сессии Совета по Опеке должна была быть созвана в середине февраля 1948 г., однако до сих пор сведений о сроке созыва совета по Опеке не имеется.

Проект Статута Иерусалима в основном базируется на соответствующем разделе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года. Тем не менее в ряде пунктов проект отступает от соответствующих постановлений резолюции, причем все эти отступления являются, с нашей точки зрения, нежелательными.

Основной недостаток проекта заключается в предоставлении губернатору Иерусалима почти неограниченной власти в ущерб правам Законодательного Совета.

Расширяя соответствующие постановления резолюции 29 ноября 1947 г., проект Статута предоставляет губернатору следующие прерогативы:

1. Резолюция говорит лишь о том, что «губернатор организует специальные полицейские части» (часть III 4с).

В проекте же Статута говорится, что «губернатор организует... в таком количестве, которые он считает необходимыми»...

Таким образом, только губернатору (без всякого участия Законодательного Совета) предоставляется право определять количество полицейских частей (ст. 5 п. 4).

2. Это неограниченное право, предоставляемое Статутом губернатору, еще более усиливается особой статьей (33), которая запрещает Законодательному Совету сокращать ассигнования губернатора на содержание полицейских сил.

Соответствующего постановления резолюция 29 ноября вообще не содержит.

3. Резолюция говорит о том, что в помощь губернатору «предоставляется административный персонал» (часть III 2).

Проект Статута устанавливает новую должность Главного Секретаря, «который назначается Советом по опеке по рекомендации губернатора» (ст. 16).

Далее этой же статьей учреждается также не предусмотренный в резолюции «Административный Совет, состоящий из Главного Секретаря и таких других главных должностных лиц и граждан, каких губернатор может назначить» (ст. 16).

Таким образом, власть губернатора не только расширяется сама по себе, но и дополняется властью Главного Секретаря и Административного Совета, целиком подчиненных губернатору и от него зависящих.

4. Резолюция 29 ноября предоставляет губернатору «право вето в отношении законопроектов, несовместимых» с... «положениями, изложенными в Статуте города» (часть III 5). Далее резолюция предоставляет губернатору «полномочия издавать временные положения в тех случаях, когда Совет (Законодательный) не принимает своевременно законопроекты, которые считаются необходимыми для нормального функционирования управления» (там же).

Проект Статута идет значительно дальше. Прежде всего, согласно статье 24 проекта, губернатору предоставляется право временно приостанавливать деятельность Законодательного Совета (редакция этой статьи недостаточно ясна). В это время губернатор может издавать законы в виде приказов, которые будут иметь обязательную силу. Далее, во время деятельности Законодательного Совета губернатор может также издавать приказы, имеющие силу закона «если Совет не принял такой законопроект или такую резолюцию в такое время и в такой форме, какие губернатор может считать разумными и целесообразными» (ст. 23 п. 5).

Подобная расширенная формулировка, отступающая от резолюции 29 ноября (где говорится только о своевременности принятия законопроектов), предоставляет губернатору действительно неограниченные права.

5. Ущемление прав Законодательного Совета имеет место в проекте Статута еще и в следующих отношениях:

а) Председатель Законодательного Совета, согласно проекту Статута, может «не быть членом Законодательного Совета» (ст. 25 п. 2).

б) Бюджетное право Законодательного Совета ограничено тем, что «только губернатор вносит бюджеты в Законодательный Совет» (ст. 33) и ничего не говорится о бюджетной инициативе членов Законодательного Совета. Другое ограничение было указано выше (бюджет для полиции).

в) Права Законодательного Совета в области внешних отношений также ограничены, поскольку губернатор может подписывать соглашения, лишь консультируясь с Законодательным Советом по этим соглашениям (речь идет о международных соглашениях), но не испрашивая ни предварительного, ни последующего согласия Законодательного Совета.

6. Права губернатора в области внешних сношений расширены и в том направлении, что только он дает согласие на аккредитование представителей любого государства в Иерусалиме. Это исключительное право может привести к тому, что губернатор по своему произволу может не согласиться, например, на аккредитование в Иерусалиме представителя СССР. Соответствующая статья (ст. 35 п. 4) проекта даже не устанавливает апелляции на действия губернатора в Совет по опеке.

7. Резолюция 29 ноября не устанавливает так называемых рабочих языков, определяя лишь арабский и еврейский языки, как официальные. По этому вопросу в Палестинском Комитете была борьба, поскольку предлагалось объявить рабочими языками только английский и французский.

Статья 30 проекта Статута устанавливает, что английский и французский языки являются рабочими языками.

Все отмеченные выше положения проекта Статута, с нашей точки зрения, должны быть признаны нежелательными и неприемлемыми.

Статут в настоящий момент обсуждается Советом по опеке, где, как указывает т. Громыко, имеются разногласия между англичанами и американцами. В то время как американцы стремятся усилить полномочия Совета по опеке (в вопросе об управлении Иерусалимом), англичане всячески добиваются расширения власти губернатора. Очевидно, для нас американская позиция выгоднее, нежели английская.

Основная трудность в данный момент заключается в том, что представитель СССР не присутствует на этой сессии Совета по опеке. В составе Совета по опеке не имеется и дружественных нам государств, через которые мы могли бы повлиять на результаты обсуждения Статута.

Б. Штейн

АВП РФ. Ф. 47. Оп. 3. П. 11. Д. 29. Л. 1—4.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация