БОЛЬШАЯ ЦЕНЗУРА
Документ № 351
|
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Кагановичу Л.М. |
|
тов. Ежову Н.И. |
|
О ПОКАЗЕ ОБРАЗОВ В.И. ЛЕНИНА И И.В. СТАЛИНА В ПЬЕСЕ «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ»
13 ноября с.г. в театре им. Вахтангова состоялась премьера пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем». В этой пьесе впервые делается попытка показать на сцене роль В.И. Ленина как вождя и организатора Великой Октябрьской Социалистической революции. Роль В.И. Ленина исполняет народный артист Союза ССР Б.В. Щукин.
Одновременно в спектакле был показан образ И.В. Сталина в исполнении народного артиста СССР Р.Н. Симонова.
Образы В.И. Ленина в исполнении Б.В. Щукина несмотря на тщательную работу актера и всего коллектива театра художественно получился еще не достаточно убедительным.
Нужно отметить, что на генеральной репетиции, имевшей место 3-го ноября с.г., актер Б.В. Щукин исполнял образ В.И. Ленина крайне неудовлетворительно. Автор перенес из кино способ и манеру держаться «углом». Эта угловатость была необходима для кино, где это обуславливается ракурсом съемки с одной зрительной точки съемочного аппарата. На экране такая угловатость придает образу портретное сходство с Лениным. Иначе нужно держаться актеру на сцене, где его фигура видна с разных зрительных точек. Здесь необходима такая подача образа В.И. Ленина, чтобы художественная правдивость этого образа сохранялась на сцене для зрителя с различных мест зрительного зала. За две недели работы, после съемок в кино, актеру Б.В. Щукину удалось в значительной мере отойти от приемов, примененных им в кино и не применимых на сцене.
Однако образ В.И. Ленина в исполнении Б.В. Щукина на сцене театра имеет еще ряд существенных недостатков: излишняя суетливость актера в жесте и в походке; местами неестественная натянутость и позирование. Особо обращает внимание манера Б.В. Щукина набрасывать голову назад, что придает образу В.И. Ленина несвойственное ему выражение высокомерия.
При устранении отмеченной неровности и шероховатостей в актерской игре, образ В.И. Ленина в исполнении актера Б.В. Щукина получит наиболее близкое к действительности правдивое выражение.
Другое положение мы имеем с игрой актера Р.Н. Симонова.
Всесоюзный Комитет по делам искусств в лице т. Керженцева П.М. решил ввести в пьесу образ И.В. Сталина за три дня до премьеры. При приемке постановки Отделом культпросветработы ЦК ВКП(б) совместно с тов. Керженцевым 3-го ноября с.г. вопрос о показе образа И.В. Сталина не стоял. Естественно, что за такой короткий срок актер не успел тщательно продумать и глубоко прочувствовать великий образ.
В результате недопустимой спешки актер вышел на сцену не подготовленным, топтался на месте, держался неуверенно.
Тов. Керженцев П.М. отнесся к показу образа И.В. Сталина крайне легкомысленно. Вместо того, чтобы предварительно получить принципиальное согласие тов. Сталина И.В. на показ его образа на сцене, проверить исполнение роли с руководящими товарищами в закрытом спектакле и только после этого решать вопрос о допустимости игры актера Р.Н. Симонова, т. Керженцев произвольно включил в пьесу образ И.В. Сталина и разрешил выход актеру с недоработанным образом в открытом спектакле.
Такие действия т. Керженцева будучи недопустимыми для театров столицы, кроме того, открывают путь произволу в показе и трактовке образа тов. Сталина И.В. театрами периферии.
Учитывая изложенное, Отдел культпросветработы ЦК ВКП(б) просит просмотреть 16 ноября с.г. второй спектакль «Человек с ружьем» и разрешить вопрос о трактовке образа В.И. Ленина на сцене театра в исполнении Б.В. Щукина, решить вопрос о допустимости показа образа тов. Сталина И.В. на сцене театров; обсудить действия тов. Керженцева П.М.
За Зав. Отделом Культпросветработы ЦК ВКП(б) Ф. ШАБЛОВСКИЙ
Зав. Сектором искусств К. ЮКОВ
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 120. Д. 256. Л. 161–163. Машинописный подлинник. Подписи — автографы.