Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ И НЕ МОГУТ ВОСПРИНЯТЬ ФОРМУЛЫ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА»: Документы российских архивов о национально-культурном строительстве на Северном Кавказе в 1920-е гг.
Документ №1

Доклад начальника политического отдела ГПУ Адыгейско-Черкесской АО восточной секции ГПУ на Юго-Востоке России о работе съезда мусульманского духовенства

[15.09.1922]
[Не ранее 27 сентября 1922 г.]1

Сов[ершенно] секретно

Адыгейско-Черкесская область большей частью населения населена черкесами, которые, как и все восточные народы, фанатично религиозны. Авторитетом большим среди населения пользуется духовенство (эфенди2), а также зажиточные черкесы и, частью, учительство, которое учит детей большей частью Корану и родному языку. Учитывая это обстоятельство, облисполком решил воспользоваться в деле культурных начинаний в области, а также в деле сбора (закият) 10 % отчислений согласно шариата3 в пользу школ и больниц, ибо до сего времени закият поступал не по назначению, а лишь духовенству. Для этого и были вызваны наиболее влиятельные и прогрессивные элементы эфенди, как-то: Магомет Совмиз, Набоков Мишеуст, Кондауров Беслан и др.
Этого вопроса они не могли решить и просили им разрешить созвать съезд для детального обсуждения и решения этого вопроса. Этим предложением облисполком воспользовался и решил вызвать повестками эфенди, учителей и представителей населения, пользующихся авторитетом, и примыкающее к прогрессивному течению духовенство на съезд, который состоялся в ауле Хатукай 27 сентября с.г. и окончившийся 29 сентября. Повестка дня была составлена членом облисполкома. Для руководства был командирован беспартийный уполномоченный облисполкома теперешний председатель Псекупского окрисполкома т. Чамоков, который не является духовным руководителем, а лишь гостем из области.
Не имея идейного руководителя коммунистической партии, съезд превратился из съезда, предназначенного для рассматривания вопроса исключительно культурно-просветительного, в съезд политический, что видно из повестки дня и постановления съезда.
Сопоставляя вышесказанное с протоколом съезда, можно заключить: не имея авторитета на местах, облисполком решил действовать посредством прогрессивных эфенди в области укрепления административных аппаратов власти, но, не имея духовного руководителя коммунистической партии, съезд превратился в съезд Советов. Это обстоятельство усугубляется еще тем, что среди «прогрессивного» духовенства есть много деникинских офицеров, которые, пользуясь слабостью власти, хотят приобрести себе авторитет.
Воспользовались они еще и потому, что Куб[ано]-Черноморский облотдел ГПУ на съезд не обратил никакого внимания, а Адыгейского политотдела в то время еще не существовало. Да, кроме того, партийного органа тоже не было, а руководство областью находилось в руках молодых членов партии, неустойчивых и мало испытанных. В дальнейшем с организацией политотдела к выяснению политической физиономии как участников съезда (эфенди), так и вообще черкесского духовенства будут в надлежащей мере выявлены4.
Приложение: протокол съезда эфенди № 15, докладная записка и дополнительная уполномоченного облисполкома на съезде эфенди председателя Псекупского окрисполкома Чамокова.
Начальник политического отдела6
Начальник с[екретно]-о[перативной] ч[асти]
С подлинным верно: секретарь вост[очной] секции Штольберг
Копия верна: ст[арший] делопроизводитель
в[осточного] о[тдела] ГПУ Урусова

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 537. Л. 2–2 об. Заверенная копия.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация