Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

ОТДЕЛ ШКОЛ ЦК КПСС В ГОДЫ, КОГДА В НЕМ РАБОТАЛ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ЯКОВЛЕВ. 1953–1956 гг.
Документ № 45

Заведующий Отделом школ ЦК КПСС Н.Д. Казьмин — ЦК КПСС о постановке пьесы М.Ф. Шатрова «Чистые руки» в Московском театре юного зрителя

28.12.1955

ЦК КПСС


 

Московский театр юного зрителя поставил пьесу М. Шатрова «Чистые руки».

Отдел школ ЦК КПСС познакомился с этим спектаклем. По нашему мнению, пьеса М. Шатрова неудовлетворительна по идейному содержанию, своим художественным качествам и ошибочно принята к постановке.

Сюжет пьесы «Чистые руки» таков. Одаренный юноша Володя Воронин, ученик IX класса одной из московских школ, мечтает стать артистом. Он активно работает в школьном драматическом кружке, увлекается театром, читает книги по искусству. Для достижения своей цели — стать артистом — Воронин не брезгует никакими средствами. Подделывая школьный дневник, он занимается вымогательством денег у больной матери, которая платит сыну 5 рублей за каждую отличную отметку. Этими деньгами он снабжает жулика и проходимца Бориса Блохина, который, ссылаясь на свои связи в Министерстве культуры, обещает «помочь» Володе поступить в театральное училище и иногда поставляет ему театральные билеты и книги по спекулятивным ценам. После удачного выступления в школьном спектакле, в жизнь героя входит народный артист СССР Лавров, который начинает обучать Воронина театральному искусству. Однако встреча с Лавровым не изменила поведения героя. Он по-прежнему обманывает мать, подло поступает по отношению к лучшему школьному другу, перестает заниматься в школе и становится неуспевающим учеником. Все это продолжается до тех пор, пока товарищ по школе Алик Ключевский не приходит в дом Лаврова и не рассказывает правду о поведении опустившегося товарища. Пьеса заканчивается раскаянием героя, за которым следует бескорыстная помощь друзей. Мораль пьесы, по замыслу автора, такова: в наше время вступать в самостоятельную жизнь можно только с «чистыми руками».

Задаваясь целью показать отрицательные явления в среде школьной молодежи, автор не нашел жизненных конфликтов и правильных средств для разрешения этой темы. «Чистые руки» — это пьеса о вчерашнем дне нашей школы. Не зная по-настоящему жизни советских школьников, автор пошел по пути драматизации идей, заимствованных из давнишних фельетонов, опубликованных в нашей печати. Конечно, нельзя отрицать существования фактов, когда родители «поощряют» прилежание к учебе своих детей платой за отметки. Но бесспорно и то положение, что подобные примеры стали иметь большее хождение в анекдотах, чем в жизни. Усиленное их подчеркивание отвлекает родителей и общественность от реально существующих крупных ошибок и недостатков в воспитании детей.

В пьесе, посвященной моральному облику учащихся, дается весьма примитивная характеристика нравственных качеств нашей молодежи. Смысл моральной чистоты советского человека, по мнению автора, состоит в том, чтобы не «загрязнить руки», не совершить подлости в жизни. Вместе с тем в пьесе довольно сочувственно и радушно говорится о таких отрицательных явлениях в школе, как подсказки, увлечение музыкой стиляг, вроде какой-то уникальной пластинки «Шорох листьев», «Смертельного танго» и т.д.

Пьеса «Чистые руки» написана о старшеклассниках. Но в ней не нашли отражения вопросы воспитания трудолюбия, подготовки к практической деятельности и выбора профессии учащимися, которые ныне волнуют молодежь, родителей и общественность. В пьесе не показано увлечение школьников работой в технических кружках, что стало характерным для школы. Даже работа юннатского кружка отражена в пьесе как домашнее любительство ученика Ключевского. К тому же, по воле автора, юннаты утверждают совершенную бессмыслицу о том, что якобы плод лимона развивается и вызревает за один месяц.

Известно, что в условиях нашей советской действительности немыслимо формирование мировоззрения и характера у подростка вне школы, вне коллектива. Между тем в пьесе «Чистые руки» начисто отсутствует какое бы то ни было влияние школы, учителей, комсомольской организации на судьбу героя.

Хороший ученик, активный общественник, превосходный товарищ Володя Воронин перестает учиться, превращается в лгуна и лицемера. Однако никто этого не хочет замечать, никому (за исключением его школьного друга Алика Ключевского) до этого нет дела.

Все кончается мелодрамой в доме артиста Лаврова, единственного духовного наставника героя. Причем фактически Лавров оправдывает поведение Володи, заявив, что все его прегрешения проистекали не из-за корысти, а из любви к театру.

В пьесе не показан ни один учитель ни прямо, ни косвенно, если не считать упоминания об учительнице немецкого языка Генриетте Николаевне, которая, по рассказу Рудика Гурова, бесцеремонно отчитала его за неумение перевести полученное письмо из Германии и которая может с учащихся «спускать по двадцать шкур». Все основные герои, за исключением Володи, по тем или иным причинам живут без родителей.

Коллектив учащихся IX класса изображен в пьесе в виде флиртующих мальчиков и девочек. Кстати, следует заметить, что за последнее время в детской литературе навязчиво пропагандируется тема ранней юношеской любви. Это неправильно по своему существу, т.к. любовь не является ведущей проблемой в воспитании подростков, и на ней, по нашему мнению, не следует сосредоточивать внимание юных читателей и зрителей.

Указанные недостатки пьесы свидетельствуют о том, что автор не нашел жизненно правдивых явлений в современной жизни школы, поэтому многие конфликты оказались надуманными.

Особые возражения вызывает характеристика в пьесе школьной комсомольской организации, которая показана в подчеркнуто окарикатуренном виде. Комсомольская организация действует где-то за сценой, о ее работе можно иметь представление по репликам героев и по поведению зам. секретаря комитета комсомола школы, ученика IX класса Лени Горбатова. Реплики героев позволяют судить, что на комитете комсомола только «шпарят» доклады, которые потом становятся предметом всяких острот комсомольцев. Комсомольские собрания служат для того, чтобы там иметь возможность принять красивую позу и поупражняться в собственном красноречии. О работе комсомола в пьесе не говорится ни одного доброго слова. Взгляд на комсомол, как на бюрократическую, казенную организацию, где молодежь должна прикрывать свои хорошие побуждения личиной равнодушия и формализма, дополняет и развивает тип комсомольского руководителя, показанный в пьесе.

Вызывает удивление, что в пьесе действует заместитель секретаря комитета комсомола и отсутствует секретарь, хотя хронологически пьеса охватывает 5–6 мес. учебной жизни школы. Видимо, тип комсомольского руководителя получился в пьесе настолько отвратительным, что автор или какие-либо консультанты и редакторы решили понизить его в ранге и назвали заместителем секретаря.

Заместитель секретаря комитета комсомола школы Леня Горбатов появляется в пьесе всего несколько раз. В 3 картине — Лене принадлежат 3 реплики, в 4 картине — 2 реплики, в 5, 7 и 8 картинах — несколько больше, по 7–10 маленьких диалогов. Речь его настолько цинична, что другие действующие лица на протяжении всего спектакля не дают возможности договорить ее до конца. Горбатов проповедует карьеризм, бесчестность, политическое двуличие. Недобросовестное отношение к учебе, интриганство, презрение к людям — вот характерные черты этого героя. Он виновник тяжелого сердечного приступа матери Володи. Вся эта гадость и подлость, которую трудно собрать среди школьников даже по крупинке, преподнесена в пьесе в образе комсомольского вожака.

Руководство театра Юного зрителя проявило политическое недомыслие, усилив в постановке еще больше цинизм Лени Горбатова.

В пьесе встречается немало разных бульварных острот, которым не должно быть места на сцене нашего театра. Борис Блохин, например, стремясь подчеркнуть наивность девятиклассников, говорит об одном из них: «Какая-то смесь детского сада и газетных передовиц».

Автор пьесы Михаил Маршак, студент Горного института, племянник известного детского писателя С.Я. Маршака.

Директор театра т. Белозеров вызывался в Отдел школ ЦК КПСС. В беседе ему было указано на недостатки пьесы и ее постановки в театре.

Отдел школ считает необходимым подвергнуть пьесу «Чистые руки» критике в «Учительской газете».

 

28/XII-55 г.


 

Зав. Отделом школ ЦК КПСС (подпись) (Н. Казьмин)

 

Пометы: «Архив. Доложено. А. Соловьев. 19-IV-56 г.», «В. Горбунов. 20/IV».

Штамп № 47740 о поступлении 29 декабря 1955 г. в Общий отдел ЦК КПСС по группе документов «6-А» (Секретариат ЦК КПСС).

 

РГАНИ. Ролик № 4009. Ф. 5. Оп. 18. Д. 66. Л. 251–254. Машинописный подлинник. Подпись и дата — автограф.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация