Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
РЕАБИЛИТАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО. СЕРЕДИНА 80-Х - 1991
Раздел II. Комиссия М.С. Соломенцева – А.Н. Яковлева: новый этап реабилитации. Июль 1988 – январь 1989
Документ №13

Письмо О.Г. Шатуновской А.Н. Яковлеву об обстоятельствах убийства С.М. Кирова

05.09.1988
Члену Политбюро ЦК КПСС товарищу Яковлеву А.Н.

от Шатуновской Ольги Григорьевны, члена КПСС с 1916 года. Последняя работа – член Комитета Партийного Контроля при ЦК КПСС.

Уважаемый Александр Николаевич!

Вам пишет член комиссии, созданной Политбюро в 1960 году во главе с Н.М. Шверником для расследования судебных процессов 80-х годов.

Согласно решению XX съезда КПСС – доклад Н.С. Хрущева был принят съездом как резолюция съезда – нами были расследованы обстоятельства убийства С.М. Кирова.

Вот что открылось:

Во время XVII партсъезда, несмотря на его победоносный тон и овации Сталину, на квартире Серго Орджоникидзе (небольшой дом у Троицких ворот) происходило тайное совещание некоторых членов ЦК – Косиора, Эйхе, Шеболдаева, Шаранговича и других товарищей. Участники совещания считали необходимым устранение Сталина с поста генсека. Они предлагали Кирову заменить его, однако Сергей Миронович отказался.

После того, как Сталину стало известно об этом совещании, он вызвал к себе Кирова. Киров не отрицал этого факта, заявив Сталину, что тот сам своими действиями привел к этому.

При выборах ЦК на съезде фамилия Сталина была вычеркнута в 292 бюллетенях. Сталин приказал сжечь из них 289 бюллетеней, и в протоколе, объявленном съезду, было показано 3 голоса против.

Комиссия Политбюро, ознакомившись в центральном партархиве с бюллетенями и протоколами голосования, установила факт фальсификации выборов. Вызванный в ЦК бывший заместитель председателя счетной комиссии съезда В.М. Верховых сообщил подробности этой истории.

Впоследствии почти все делегаты XVII съезда были уничтожены. Из 41 члена счетной комиссии 39 расстреляны, два уцелевших – репрессированы.

Киров, сознавая, что после происшедшего он неизбежно будет уничтожен Сталиным, говорил своим родным и друзьям, что голова его теперь на плахе.

Убийцу Кирова Николаева трижды задерживала охрана Кирова, при нем был обнаружен портфель с разрезом на задней стороне, в котором находился заряженный револьвер и план Смольного. Однако сотрудники Ленинградского ГПУ его каждый раз отпускали, угрожая охране. Убийца, явившийся 1 декабря в Таврический дворец на партактив, где Киров должен был делать доклад, был предупрежден и перешел в Смольный, так как Киров поехал туда за материалами для доклада.

На другой день после убийства на допросе у Сталина в Смольном Николаев заявил, что его в течение четырех месяцев склоняли к совершению убийства сотрудники ГПУ на том, что это необходимо партии и государству.

Личный охранник Кирова Борисов, предупреждавший его об опасности, был убит по дороге в Смольный ударом лома по голове сотрудниками ГПУ, сопровождавшими его на грузовике на допрос к Сталину.

В личном архиве Сталина при нашем расследовании был обнаружен собственноручно составленный список двух сфабрикованных им «троцкистско-зиновьевских террористических центров» – Ленинградского и Московского. Зиновьев и Каменев вначале были помещены Сталиным в Ленинградский, потом переставлены в Московский, так же как и некоторые другие вымышленные «участники центров».

Круглосуточно находившийся при Николаеве в камере сотрудник ГПУ Кацафа написал в комиссию, что убийца согласился дать следствию требуемые от него показания о якобы существующем «троцкистско-зиновьевском центре» только после обещания сохранить ему за это жизнь.

На суде под председательством Ульриха Николаев сначала отказался от вымученных у него показаний и заявил, что никакого центра не было. Ульрих вел допрос Николаева в отсутствии всех остальных обвиняемых и в конце концов сломил его. В перерыве судебного заседания Николаева держали отдельно, он снова кричал, что никакого центра не было, что он оговорил невинных людей (см. письмо конвоира Гусева на имя Н.С. Хрущева). После объявления смертного приговора Николаев непрерывно кричал: «Обманули!».

О происходившем на суде дала такие показания комиссии присутствовавшая в зале суда фактическая жена Ульриха.

Тщательное расследование многих других важнейших обстоятельств, показания близких Кирову людей и других свидетелей, – все это привело к неопровержимому заключению: убийство Кирова было организовано Сталиным.

После убийства Кирова Сталин обрушил на страну лавину ужасающего террора. По всем республикам и областям рассылались контрольные цифры на аресты. В директиве за подписью Сталина и Молотова предписывалось организовать во всех районах показательные суды – если нет подходящих больших помещений, то – в церквах.

Комитетом госбезопасности СССР в комиссию по расследованию был прислан документ с цифрами репрессий, сводка по годам. Всего с 1 января 35-го по 22 июня 41-го года было арестовано 19 млн. 840 тыс. «врагов народа». Из них 7 млн. было расстреляно в тюрьмах. Большинство остальных погибло в лагерях.

Итоговая докладная записка с приложением акта почерковедческой экспертизы Прокуратуры СССР была разослана членам Политбюро. Все документы и материалы расследования, в том числе рукопись Сталина, должны находиться в архиве Политбюро.

Сопротивление, оказанное нашему расследованию ревнителями сталинского режима, было велико. После моего ухода из КПК (1962) в окружении Н.С. Хрущева нашлись лица, заинтересованные в переоценке выводов комиссии Политбюро. Они поручили заместителю председателя КПК З.Г. Сердюку вновь допросить главных свидетелей. Эту работу выполнил сотрудник КПК Г.С. Климов. И было составлено новое заключение (за чьими подписями – не знаю) совсем иного свойства – якобы комиссия не располагает достаточными данными, изобличающими Сталина в организации покушения на жизнь Кирова.

Сознавая всю меру ответственности перед партией за настоящее свидетельство, я прошу тщательно, расследовать обстоятельства подмены первоначального заключения комиссии Политбюро иным. Это необходимо сделать для восстановления всей правды.

О. Шатуновская

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 102. Д. 1000. Л. 23-25. Подлинник. Машинопись.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация