Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
РЕАБИЛИТАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО. СЕРЕДИНА 80-Х - 1991
Раздел I. Реабилитация и перестройка: правда истории меняет общественное сознание. Октябрь 1986 – июнь 1988
Документ №25

Из стенографической записи выступления М.С. Горбачева на встрече с секретарями обкомов КПСС по вопросам подготовки XIX партконференции

15.04.1988
<...> Все мы – дети своего времени. Всем нам трудно вылезать из нашего прошлого. В школе пели: «Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полет». А как сокрушались, когда умер. Я сам полтора суток шел к гробу Сталина. На Мавзолее его так ни разу и не видел. Увидел только мертвым. Говорю это не для того, что мы не должны подняться на уровень понимания того, что было на основе теперь уже известных фактов, на основе того, что мы знаем, на основе реальностей.

Все поколения, которые прошли через 30-е годы и которые были потом, знают, что в стране произошли изменения, которые за тысячу лет в России не происходили. Была крестьянская страна. А из какой войны вышли победителями над самой современной по тем временам технической державой. И сами стали сверхдержавой.

Не согласен, что социализм ничего не дал нам. Но не согласен и с тем, чтобы закрывать глаза на то, что произошло. Особенно когда мы теперь имеем в своем распоряжении материалы, факты, страшные вещи. Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов посылали на смерть списками. Это было просто уничтожение людей. Треть членов ЦК расстреляли. Квоты по областям, районам рассылали.

Вот попался на глаза недавно архивный документ в Омской области: разнарядка на две тысячи человек по первой категории. Значит – расстрел. Лимиты, по которым надо действовать, а не будешь действовать – так сам попадешь в лимит. Порубали партийные кадры, военные кадры, интеллигенцию. Кто это может простить?

И с другой стороны. Это еще больше, вся эта обстановка, подменяет в наших глазах людей, которые в тех условиях тянули страну. И нам надо еще искать и искать ответы на вопрос: почему, для чего? К XVI съезду – 30-е годы – идеологическая борьба закончилась в партии. Пятилетка начала давать заметную отдачу. XVII съезд – съезд победителей. Но вместе с тем в партии стали поднимать голову силы, которые увидели в Сталине опасность. На XVII съезде Сталин это очень хорошо почувствовал. Понял, что его власть ставится под вопрос. 300 человек проголосовало против него. Это было скрыто. С подсчетом голосов смухлевали. Изъяли бюллетени .

Сталин увидел: партия настораживается. Против Сталина проголосовал большевистский актив, в котором жила ленинская традиция. Это были люди не типа Хрущева. Хрущев потом, будучи на пенсии, признался, что его как раз тогда избрали членом ЦК. И Сталин был для него и ему подобных и бог, и царь. Все мы такие, вспоминал Хрущев, были за Сталина.

Сталин увидел опасность и замкнулся. Искал и нашел случай. И случай такой представился: убийство Кирова. Всё это демагогия насчет заговоров, контрреволюционной оппозиции, врагов народа. Чепуха всё это! Просто Сталин решил убрать всех, кто мог поднять против него руку. И других повязал кровавым делом, таких как Молотов и кампания.

После XX съезда роль этого окружения начала выясняться. Но дело до конца не довели. А потом и попривыкли в застойный период. Взяли да и восстановили Молотова в партии. И как это сделали? Как принято было тогда. Я был в это время членом Политбюро. И ничего не знал о том, что Молотова восстановили в партии .

Мы обязаны извлекать уроки из всего этого. Но и не ошарашивать людей всей этой кровью. Не выбрасывать без разбору все то, что мы знаем....>

Архив Фонда М.С. Горбачева. Фонд 2. Оп. 1. Д. 1144. Л. 2-4.

Копия. Машинопись.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация