Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
РЕАБИЛИТАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО. СЕРЕДИНА 80-Х - 1991
Раздел I. Реабилитация и перестройка: правда истории меняет общественное сознание. Октябрь 1986 – июнь 1988
Документ №7

Из выступления М.С. Горбачева на Октябрьском (1987 г.)Пленуме ЦК КПСС

21.10.1987
Анализируя идейные споры того времени, надо иметь в виду, что проведение гигантских революционных преобразований в такой стране, какой была тогда Россия, – само по себе труднейшая задача. Страна находилась на историческом марше, резко ускорялось ее развитие, быстро и глубоко преображались все стороны общественной жизни. Идейная борьба, как я уже говорил, была предельно сложной и острой, она отражала не только личные, может быть даже не столько личные позиции того или иного политического деятеля, но прежде всего всю гамму интересов классов, социальных групп и прослоек, требований времени, исторических традиций и давления неотложных задач, а также условия враждебного капиталистического окружения.

Словом, разобраться, найти единственно верный курс в столь непростой обстановке было архитрудно.

Но руководящее ядро партии, которое возглавлял Сталин, справилось с этой задачей, отстояло ленинизм в идейной борьбе, сформулировало стратегию и тактику на начальном этапе социалистического строительства, получив одобрение политического курса со стороны большинства членов партии, широких слоев трудящихся.

Иными словами, в содержании линии партии, во внутренней демократии были созданы, закреплены верные, ленинские предпосылки движения по пути строительства социализма. Дело было за практикой. И здесь происходит нечто, на первый взгляд, непостижимое, труднообъяснимое.

Когда полоса наиболее серьезных для партии идейных испытаний осталась фактически позади, когда уже стали появляться первые успехи, когда миллионы людей с энтузиазмом включились в работу по осуществлению социалистических преобразований, вдруг искусственно создается атмосфера острой борьбы, нетерпимости и подозрительности.

Что здесь произошло? Нельзя не видеть, что методы, диктуемые периодом борьбы с враждебным сопротивлением и эксплуататорскими классами, были механически перенесены на период мирного социалистического строительства, когда условия изменились кардинальным образом. Объективная потребность проявлять необходимую бдительность субъективно вылилась в подозрительность, ограничение демократии.

Сильно сказались и личные качества Сталина, о которых предупреждал еще Владимир Ильич [Ленин]. Они вели к формированию культа собственной личности, что оказало пагубное воздействие на дальнейшее общественно-политическое развитие страны, обернулось тяжелыми последствиями, что особенно проявилось в репрессиях 30-х годов.

Об исходе идейной борьбы я уже говорил. К середине 30-х годов многие из тех, кто отстаивал неправильные взгляды, признали свои ошибки и включились в общенародную борьбу за построение социализма.

Поэтому сейчас возникает вопрос, были ли обоснованы репрессивные меры против участников различных группировок в период идейной борьбы?

Вы, товарищи, хорошо знаете, что партия на XX и XXII съездах открыто и мужественно признала ошибки и серьезные потери того времени. Была дана принципиальная оценка массовым репрессиям и их последствиям для страны. Эти оценки остаются в силе.

Но сегодня, с высоты новых задач и требований, мы чувствуем острую потребность знать больше о том времени.

Мы обязаны спокойно, объективно и взвешенно разобраться в сложных событиях тех лет, чтобы установить полную истину, извлечь уроки из прошлого, ибо без этого не может быть честной, правдивой политики, движения вперед.

К тому же следует иметь в виду, что нынешний состав Политбюро, большинство членов ЦК не знали о важных деталях и итогах расследования репрессий .

Из документов следует, что большинство репрессированных было оклеветано. В ходе следствия применялись насилие, оговор, фальсификация, подлог.

Как известно, репрессии коснулись ряда крупных в прошлом деятелей партии и Советского государства, таких, например, как Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и другие.

Н.И. Бухарин, по характеристике В.И. Ленина, – “не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики)” . Это слова Ильича.

Это была суровая, но товарищеская критика, как было принято в то время.

Под влиянием ленинской критики Бухарин пересмотрел свои левацкие заблуждения и впоследствии сам боролся против политического экстремизма.

Он внес значительный вклад в разработку теоретической и политической платформы планомерной и последовательной индустриализации страны – платформы, которую партия использовала для борьбы против левацкой концепции сверхиндустриализации.

В партийных решениях того времени подчеркивалось, что левацкие настроения, если бы они обрели характер практической политики, могли бы поставить под угрозу союз рабочего класса и крестьянства, нанести ущерб социалистическому строительству.

Партия нанесла поражение сторонникам силовых, волюнтаристских подходов, а также методам искусственного подталкивания общественно-экономических процессов.

Идейная борьба была острой, причем наряду со Сталиным Бухарин сыграл в ней важную роль,

Идейные расхождения Бухарина, Рыкова, Томского с большинством Политбюро возникли, как известно, в связи с определением путей перевода сельского хозяйства на коллективные рельсы развития.

Именно эта проблема в конце концов стала в центре дискуссии, в ходе которой платформа группы Бухарина потерпела идейное поражение.

По сути выявилось разное отношение в понимании действенности тех принципов, которые лежали в основе экономической политики на новом этапе развития советского общества.

Новый этап развития народного хозяйства, естественно, выдвигал и новые задачи индустриализации страны и развития сельского хозяйства.

Нельзя сбрасывать со счета и развитие международной обстановки, чреватой возможностью объединения сил международного империализма для ликвидации советского государства.

Необходимость форсирования социалистического строительства во всех областях являлась в своей основе ответом на требования объективной реальности.

Бухарин и его сторонники в своих расчетах, теоретических положениях практически игнорировали эту сторону дела. Реальность игнорировали.

Их позиция во многом определялась догматизмом мышления, недиалектичностью оценки исторической обстановки, выявления новых задач и новых условий социалистического строительства. Впоследствии Бухарин и другие признали свои ошибки.

Таким образом, политические дискуссии 20-х годов отразили сложные процессы в развитии партии, характеризующиеся острой внутрипартийной борьбой по важнейшим проблемам социалистического строительства.

К XVI съезду партии идейная борьба завершилась, что нашло свое отражение во всей работе и атмосфере съезда. Это относится и к XVII съезду партии, прошедшему под знаком крупных достижений в социалистическом строительстве.

Тем более неправомерны и ничем не могут быть оправданы репрессии 30-х годов.

Нашу революцию возглавляла коммунистическая партия, руководимая Центральным Комитетом, В.И. Лениным. Партия вобрала в себя все лучшее, что было в российском пролетариате.

За каждым членом ЦК, избранным VI съездом РСДРП(б), уникальная судьба профессионального революционера. Их было 23 человека. До репрессий 1937 года умерло 9 человек, один выслан за границу. Из оставшихся 13 – 10 стали жертвами репрессий. Естественной смертью умерли трое – Сталин, Стасова, Коллонтай.

Существенно важное значение для понимания ситуации середины 30-х годов имеют и другие факты.

Состав Политбюро ЦК после XIV съезда ВКП(б) семь человек: Сталин, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков, Томский, Троцкий. К 1937 году последний – за границей. Из оставшихся шести, пятерых уносят репрессии 30-х годов. Остался один Сталин.

1934 год. В Москве заседает высший орган партии – XVII съезд ВКП(б). Избирается Центральный Комитет. Позднее репрессиям было подвергнуто 1108 из 1966 делегатов этого съезда, девяносто восемь из 139 избранных им членов и кандидатов в члены ЦК, или 70 процентов состава ЦК. Многие истреблены физически.

Серьезный ущерб обороноспособности страны нанесли массовые репрессии против военных кадров. Достаточно назвать имена Тухачевского, Блюхера, Егорова, Якира и других военачальников, не говоря уже о сотнях, тысячах красных командиров, составлявших цвет армии накануне гитлеровской агрессии.

Столь же жестокими были репрессии, обрушенные в 30-е годы на многих представителей Коминтерна, дипломатов, деятелей науки и искусства, а в конце 40-х – начале 50-х годов – на ленинградских товарищей, московских врачей и т.д.

И это не все. Массовым репрессиям подвергались многие тысячи честных членов партии и беспартийные. Такова, товарищи, горькая правда.

Был нанесен серьезный урон делу социализма, авторитету партии, и мы должны открыто, прямо и принципиально сказать об этом. Это необходимо для окончательного и бесповоротного возвращения страны на путь осуществления ленинского идеала социализма.

Сейчас много дискуссий о роли в нашем прошлом Иосифа Виссарионовича Сталина. Личность Сталина крайне противоречива, как противоречивы условия становления социализма в нашей стране, когда Сталин выдвинулся в число ее ведущих руководителей.

Сегодня дают разные, порой даже прямо противоположные оценки его роли в индустриализации и коллективизации страны, осуждают или оправдывают его просчеты, по-разному трактуют его полководческие действия. Нельзя не учитывать, что в сознании значительной части людей укоренилось отождествление имени Сталина с победами в строительстве социализма, Великой Отечественной войне, в послевоенном восстановлении. Но гораздо труднее осознается, что эти победы одержаны прежде всего благодаря проводимой партией политике во имя интересов трудящихся, благодаря тому, что заряд революции, практические результаты воплощения ленинских идей были настолько велики, а идеалы Октября настолько благородными и глубоко укоренившимися в умах и сердцах народа, что их не могли поколебать даже допущенные отступления от ленинизма.

Оставаясь на позициях исторической правды, мы должны видеть как неоспоримый вклад И.В. Сталина в борьбу за утверждение социализма, защиту его завоеваний, так и грубейшие политические ошибки, допущенные им и его ближайшим окружением, за которые наш народ заплатил великую цену и которые имели тяжелые последствия для всего развития советского общества.

Иногда утверждают, что Сталин не знал о многочисленных фактах беззакония. Документы, которыми мы располагаем, говорят о том, что многое ему было известно.

Нарушения законности носили массовый характер. Они были связаны с грубым попранием принципов социализма, прямым посягательством на нормы Конституции СССР, Устава КПСС.

Вина Сталина и его ближайшего окружения перед партией и народом за массовые репрессии, беззакония непростительна. Это – урок для всех поколений.

Товарищи! Честность – аксиома исторического анализа. Эта истина научного, материалистического понимания истории в полной мере относится ко всем конкретным периодам становления и развития социализма в нашей стране.

Честное понимание прошлых бед даст настоящий нравственный ориентир на будущее. Никто не требует покаянных ритуалов. Надо дать политическую оценку, распрямиться и делом восстанавливать смысл жизни. Без этого перестройка не состоится.

В конце пятидесятых годов, в особенности после XX съезда, как я уже говорил, было проверено значительное число дел тех, кто был репрессирован в 30-х, 40-х и начале 50-х годов. Выяснилось, что большинство из них было осуждено на основании их собственных показаний, полученных незаконными методами следствия. Оказались вымышленными сведения о шпионской деятельности, вредительстве и т.д.

Тысячи безвинно пострадавших реабилитированы. Это принципиально важно для тех, чье доброе имя было опорочено. Но не менее важно это было и для всех нас, для всей партии, всего народа.

Возвращаться к трагическим страницам прошлого нелегко, но нельзя не подумать: довели бы эту работу до конца 20-30 лет назад, когда она была верно начата, но вскоре неоправданно свернута, сейчас многое было бы историей, хотя и трагической. Не захотели довести – и не заживает эта рана в жизни общества.

В настоящее время, товарищи, Политбюро создало Комиссию для рассмотрения известных ранее и новых фактов и документов, связанных с репрессиями.

О результатах работы Комиссии будет представлена информация, на основе которой станет возможным принять соответствующие решения как по реабилитации конкретных лиц, так и по оценке процессов в целом. Думаю, участники Пленума поддержат это решение Политбюро .

По нашему мнение, назрела необходимость в создании очерка истории партии, в котором нашли бы правдивое отражение события прошлого и значительный пласт документов, пока еще не вошедших в научный оборот. Это будет, по нашему убеждению, хорошим шагом вперед и в постижении истины, и в создании научной основы для воспитания исторического сознания советских людей, выхода на более высокий уровень политической культуры.

Товарищи, я прошу иметь в виду, что не все изложенное выше будет присутствовать в юбилейном докладе в развернутой форме .

В него вошли лишь общие, суммирующие оценки сложных периодов нашей истории – оценки, отражающие наше сегодняшнее понимание и причин этих явлений, и путей исправления их последствий.

Здесь же, на Пленуме ЦК, Политбюро считало необходимым остановиться на этих вопросах более подробно.

Мы с болью говорим о конкретном периоде нашего развития, о горьких его страницах, но вместе с тем отвергаем попытки перечеркнуть под этим предлогом реальные достижения социализма, его принципиальные преимущества. Об этом будет четко сказано в докладе.

С высоты многогранного опыта мы ясно видим, чего стоит догматическая слепота, если она поражает революционеров, оказавшихся перед необходимостью выбора методов и средств строительства нового общества.

Но сурово и нелицеприятно критикуя конкретные ошибки той или иной личности, мы никоим образом не распространяем эти оценки на партию, на народ, на миллионы честных людей, которые самоотверженно трудились и воевали, верили партии, боролись за идеалы нового общественного строя.

Поэтому главный урок, который вытекает из опыта, накопленного нашей партией после Ленина, состоит в том, чтобы твердо идти путем ленинизма, строго руководствоваться ленинской диалектикой в борьбе за социализм. Такой подход всегда обеспечивал нахождение правильных путей и решений даже в самые сложные периоды нашей истории.

Возьмите международную политику предвоенных лет, когда партия упорно боролась против надвигающейся фашистской угрозы, за обеспечение мирных условий строительства социализма.

Внешние факторы социалистического развития того времени выступали как угроза самому существованию нашего многонационального государства. Именно в этом состоит определяющая характеристика предвоенных лет.

На отражение внешних угроз или их нейтрализацию приходилось и, к сожалению, до сих пор приходится отвлекать огромные ресурсы – интеллектуальные и материальные. Навязанная нам империализмом гонка вооружений свела на нет не одно доброе начинание, многое сделала недостижимым, сбивала темп и деформировала развитие народного хозяйства.

Сегодня на Западе активно обсуждаются наши предвоенные годы. Ложь перемешивают с полуправдой, стараются создать отталкивающий образ страны с “тоталитарной” внутренней политикой и “агрессивной” – внешней.

РГАНИ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 82. Л. 10–20. Подлинник. Машинопись.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация