Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ. 1947-1967
Документ №156

Записка посольства СССР в Израиле в МИД СССР

25.10.1961
Секретно

Переворот в Сирии вызвал живую реакцию со стороны правящих кругов и печати Израиля.

По получении сообщения о событиях в Сирии Бен-Гурион прервал 28 сентября 1961 года свой отпуск и прибыл в Тель-Авив, где вступил в контакт с начальником Генерального штаба израильской армии генералом Цви Цуром в связи с событиями в Сирии.

8 октября 1961 года генерал Цви Цур сделал на закрытом заседании правительства доклад о военном положении Израиля в результате переворота в Сирии. Бен-Гурион впервые после двухмесячного отсутствия принял участие в заседаниях правительства и сделал ряд замечаний и дополнений к докладу начальника Генерального штаба относительно военного и политического смысла этого переворота для Израиля.

Официально правительство Израиля не высказывало своего отношения к событиям в Сирии. Министерство иностранных дел ограничилось лишь осторожным заявлением о том, что правительство Израиля внимательно следит за развитием событий.

Однако по высказываниям отдельных государственных деятелей, проправительственной и сионистской печати в значительной степени представляется отношение правящих кругов Израиля к событиям в Сирии.

Эти круги рассматривают события в Сирии как серьезнейший удар по политике и престижу Насера, после которого он не сможет скоро оправиться, и откровенно выражают свое удовлетворение по этому поводу. Отмечалось, что объединение Сирии с Египтом было искусственным политическим созданием, не обладающим способностью к существованию, и что события в Сирии подтвердили правоту Израиля относительно империалистических происков Насера. Высказывалось предположение, что неудачи Насера в создании панарабской империи побудят его заняться проблемами внутреннего развития Египта, чему он в последнее время стал уделять больше внимания.

По мнению правящих кругов Израиля, переворот в Сирии не приведет к положительным изменениям на границах. Сирия до объединения с Египтом не отличалась стремлением соблюдать соглашения о перемирии с Израилем и израильско-сирийская граница была всегда слабым местом для сохранения мира на Ближнем Востоке. Нет основания предполагать, что новый режим в Сирии будет менее антиизраильским, чем предыдущий. Независимая Сирия представляет для Израиля меньшую угрозу, чем Сирия в составе ОАР. Вместе с тем, Израиль должен учитывать, что и Сирия — враг Израиля и любые иллюзии в отношении Сирии кроют в себе большую опасность для Израиля. Сирия может продемонстрировать свою преданность арабскому делу и пуститься в антиизраильскую авантюру.

В этом же духе высказался Бен-Гурион на заседании правительства, давая указания начальнику Генерального штаба об усилении охраны границ.

Высказывая свое отношение к перевороту в Сирии, министр сельского хозяйства Израиля Даян в беседе 2 октября 1961 года сказал, что такого рода события чреваты для Израиля всевозможными провокациями, поскольку в борьбе между собой арабские страны часто прибегают к антиизраильским выпадам. Для Израиля, по мнению Даяна, было бы лучше, если бы Арабский Восток был единым. В этом случае он проводил бы определенный политический курс в отношении Израиля, и у последнего было бы больше ясности относительно намерений своего противника.

В правящих кругах Израиля отмечают, что переворот в Сирии укрепит положение короля Хусейна в Иордании и Арабской лиге, ибо он в лице Сирии может обрести союзника в борьбе против Насера. Переворот может привести к сближению Сирии с Ираком. В связи с этим отмечают общие интересы Сирии и Ирака в области нефти: в Ираке добывается нефть и переправляется по нефтепроводу, проходящему через Сирию.

Поражение Насера в Сирии послужит сдерживающим фактором для арабского населения Израиля, борющегося за свои национальные права.

В Израиле было встречено с неудовольствием восстановление Сирии в ООН на том основании, что оно увеличивает число антиизраильских голосов.

Во время событий в Сирии заместитель министра обороны Израиля Перес находился в Париже и информировал французские правящие круги об отношении Израиля к этим событиям и о мероприятиях израильского правительства по обеспечению безопасности Израиля. В свою очередь французское правительство информировало Переса о позиции Франции в этом вопросе.

В целом Израиль отнесся спокойно к событиям в Сирии. Кроме усиления пограничной охраны не было предпринято никаких чрезвычайных военных мер. Войска оставались в местах постоянной дислокации, не было отмечено также мобилизационных мероприятий.

3-й секретарь Посольства СССР в Израиле

В. Худолеев

АВП РФ. Ф. 089. Оп. 14. П. 30. Д. 13. Л. 31—34.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация