Фонд Александра Н. Яковлева

Архив Александра Н. Яковлева

 
ЛУБЯНКА. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш». 1939 - март 1946
Документ №77

Спецсообщение Л.П. Берии И.В. Сталину о пересмотре дел администранивно высланных из центральных городов с приложением проекта приказа НКВД и прокурора СССР

17.08.1939
№ 3630/б

В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б) товарищу СТАЛИНУ

В течение 1937—1938 гг. при выселении родственников врагов народа из центральных городов СССР был допущен ряд извращений. Как правило, высылка производилась без следствия, без решения судебных органов или Особого совещания, не определялись сроки высылки, значительное количество выселенных отнесено к социально опасным элементам без должных на то оснований.

В партийные и советские органы, в НКВД, прокуратуру, суды поступают многочисленные жалобы от этой категории лиц на неправильную их высылку.

В процессе рассмотрения жалоб высланных установлены случаи явно незаконной высылки.

В 1937 году из Ленинграда вместе с семьей был выслан служащий ЖИЛИНСКИЙ за то, что в 1935 году он был исключен из ВКП(б) «за пассивность».

В 1937 году из Ленинграда был выслан семидесятилетний старик ВАЙСФЕЛЬД Илья, приехавший погостить к своей падчерице, которая вскоре была арестована.

В 1938 году из Ленинграда была выслана гр. СУМЛИС Александра вместе с 4-мя детьми в возрасте от 11 месяцев до 10 лет за связь с мужем, который еще не был осужден и 9 мая с.г. из-под стражи освобожден за недоказанностью предъявленного обвинения.

На всех высланных огульно был распространен режим, применяемый к лицам, осужденным к высылке за к.-р. преступления.

В то же время среди лиц, высланных в таком массовом порядке, имеются активные враги, укрывшиеся от ареста и следствия вследствие явно недостаточной проверки их в момент массовых высылок.

НКВД СССР считает необходимым:

1. До 1-го января 1940 года пересмотреть дела на лиц, высланных без определения срока высылки на основании инструкции, отдельных распоряжений НКВД и по постановлениям Особого совещания за 1935 год.

2. Для пересмотра дел на указанную выше категорию высланных организовать в НКВД СССР группу квалифицированных сотрудников с привлечением прокурорских работников, которой поручить тщательно изучить материалы, как послужившие основанием для высылки, так и добытые за время, истекшее с момента высылки. На основе этих материалов, в зависимости от степени социальной опасности каждого высланного, арестовать укрывшихся при массовом выселении активных к.-р. элементов, определить сроки ограничения в правах проживания для социально опасных элементов и освободить из ссылки неправильно высланных.

3. Решения об определении срока высылки и об ограничениях в правах проживания — оформить через Особое совещание при НКВД СССР.

4. Инструкцию НКВД СССР от 15.VI.37 г. о высылке из центральных городов лиц, исключенных из ВКП(б), и членов семей репрессированных как противоречащую постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17.XI.38г. — отменить.

НКВД СССР просит утвердить прилагаемый при этом проект приказа, согласованного с Прокурором Союза ССР.

Прошу Ваших указаний.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР

комиссар государственной безопасности I ранга БЕРИЯ

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ПРИКАЗ

«О пересмотре дел административно-высланных из центральных городов»

ВСЕМ НАРКОМАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, НАЧАЛЬНИКАМ УНКВД КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ

ВСЕМ ПРОКУРОРАМ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ

В ходе массовых операций по выяснению социально опасных элементов из Москвы, Ленинграда и других центральных городов бывшим вражеским руководством НКВД допущен ряд извращений: высылка, как правило, производилась без дифференцированного подхода, не определены сроки высылки, ряд лиц отнесены к социально опасным элементам без достаточных оснований.

Циркуляром НКВД и Прокуратуры СССР № 80 от 13.IV.38 г. ко всем высланным огульно применен одинаковый режим: у высланных отобраны паспорта, проживают они по удостоверениям для административно ссыльных, с распространением на них всех ограничений, применяемых к лицам, осужденным к ссылке за к.-р. преступления.

В то же время среди лиц, высланных в таком массовом порядке, имеются активные враги, ускользнувшие от ареста и репрессирования вследствие недостаточной их проверки в момент массовой высылки.

П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я:

1. Инструкцию НКВД СССР от 15.VI.37 г. о порядке высылки из центральных городов лиц, исключенных из ВКП(б), и членов семей репрессированных и циркуляр НКВД и Прокуратуры СССР № 80 от 13.IV.38 г. — отменить.

2. Не позже 1-го января 1940 года пересмотреть дела об административной высылке следующих категорий:

а) высланных, без указания срока высылки, в 1937—1938 гг. по постановлениям начальников УНКВД, на основании инструкции НКВД СССР от 15.VI.37 г., из Москвы, Ленинграда, Киева, Ростова-на-Дону, Таганрога, Сочи и прилегающих к Сочи районов — исключенных из ВКП(б) и членов семей репрессированных;

б) высланных из Москвы без постановлений в апреле 1938 года родственников осужденных врагов народа, проживающих в доме Правительства по ул. Серафимовича, дом. 2;

в) высланных без постановлений в апреле 1938 года из г. Алма-Ата и расселенных в дальних районах Казахстана жен репрессированных врагов народа;

г) высланных в 1935 году по постановлению Особого совещания при НКВД СССР из г. Ленинграда — без указания срока, так называемых «бывших людей».

3. Наркомам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УНКВД краев и областей, на территории которых проживают высланные, в месячный срок тщательно их проверить и завести на всех учетные дела, в которых сосредоточить материалы, поступившие на высланных за время отбывания ими срока наказания, подробные характеристики о их поведении в ссылке и со своими заключениями направить в те УНКВД, с территории которых эти лица были высланы.

4. Последним в 2-х декадный срок с момента получения дел дополнить учетные дела материалами, послужившими основанием для высылки, проверить, не проходят ли указанные лица по проверенным показаниям арестованных, агентурным и другим материалам, и вместе со своими заключениями представить дела в 1-й спецотдел НКВД СССР — для рассмотрения.

5. В НКВД СССР для рассмотрения указанных дел выделить из состава Следственной части и 1-го Спецотдела группу квалифицированных сотрудников под руководством зам. нач. Следственной части НКВД СССР тов. МАКАРОВА и зам. нач. 1-го Спецотдела НКВД СССР тов. БАШТАКОВА.

Указанной группе поручить путем детального изучения поступающих материалов и оценки на их основе степени социальной опасности каждого отдельного лица составить и согласовать с Прокуратурой СССР заключения об освобождении из высылки неправильно высланных, об определении срока ограничения в правах проживания для социально опасных элементов и об аресте укрывшихся при массовом выселении активных к.-р.элементов

6. Заключения об освобождении из ссылки с утверждения Народного комиссара или его заместителя — приводить в исполнение через 1-й спецотдел НКВД, об аресте — через Следственную часть НКВД СССР, об определении срока высылки и об ограничениях в правах проживания — через Особое совещание.

На всех освобожденных из высылки изъять сторожевые листки из кустовых адресных бюро и уничтожить.

Народный комиссар внутренних дел СССР Л.П. БЕРИЯ

Прокурор Союза ССР ПАНКРАТЬЕВ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 376. Л. 141—147. Подлинник. Машинопись.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация