Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«НЕ ДАДИМ БРАТЬ ИЗ ЦЕРКВИ НИЧЕГО»: Документы Управления начальника Московского гарнизона (РГВА) об изъятии церковных ценностей в Москве в 1922 г.

В 2012 г. исполнилось 90 лет с момента издания печально известного декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей и последовавших за ним насильственной конфискации святынь, главным образом православных, и судебных процессов над духовенством и верующими после волнений в народе в разных городах, в том числе в Москве. Документы Российского государственного военного архива (РГВА), часть которых уже введена в научный оборот и опубликована1, наряду с документами Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и региональных архивов отражают эту печальную страницу в истории России.

История событий, о которых свидетельствуют приведенные ниже документы, такова. Летом 1921 г., когда в результате засухи голод охватил Поволжье и другие районы РСФСР, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, обратился с посланиями к российской пастве, Восточным Патриархам, Папе Римскому, епископу Нью-Йоркскому и архиепископу Кентерберийскому, призывая провести сборы продовольствия и денег для голодающих. Под председательством Патриарха был образован Всероссийский церковный Комитет помощи голодающим, который сумел организовать эффективную помощь властям в борьбе с голодом. Однако 23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», в котором предлагалось местным Советам «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного комиссариата финансов со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим»2. Патриарх обратился с письмом к Председателю ВЦИК М.И. Калинину, прося изменить положение декрета, по которому изъятию подлежали священные предметы3. Не получив ответа, в своем послании верующим от 28 февраля он назвал такую форму изъятия «святотатством»4.

По мнению некоторых исследователей, начавшиеся вскоре после этого выступления верующих в защиту церковных святынь были последним в предвоенный период «значительным фактом сопротивления» в защиту провозглашенной революцией «свободы вероисповедания»5.

В Москве изъятие началось 31 марта и длилось до конца апреля 1922 г. Около храмов в этот период произошло несколько эксцессов. Так, 4 апреля красноармейцы разогнали несколько сот верующих у церкви Вознесения на Большой Серпуховской улице6. 5 апреля у храма Богоявления в Дорогомилове7 произошли столкновения верующих с представителями власти, несколько человек были ранены. Толпа была разогнана кавалерией, как это делалось и при столкновениях у некоторых других храмов впоследствии8.

Массовые аресты духовенства и верующих в связи с кампанией по изъятию ценностей осуществлялись в большинстве губерний России, Белоруссии, Украины. По окончании кампании в Москве и других городах прошли судебные процессы; по обвинению в сопротивлении властям в исполнении декрета ВЦИК об изъятии ценностей десятки клириков и мирян были приговорены к расстрелам и сотни — к различным срокам заключения. Наиболее значительные процессы были в Иваново-Вознесенске, Петрограде и Москве; они проходили под непосредственным контролем Политбюро ЦК РКП(б). В Москве судебный процесс открылся 26 апреля, в качестве свидетеля на нем выступал Патриарх Тихон. Он утверждал, что Церковь хотела отдать ценности, не имеющие богослужебного значения добровольно, но власти, вопреки достигнутым договоренностям, решили изъять почти все и применили силу. 8 мая трибунал приговорил к расстрелу 11 обвиняемых, 6 из них были помилованы решением ВЦИК по указанию Политбюро, а остальные казнены. В декабре состоялся второй этап «Московского процесса», к различным срокам заключения были приговорены 32 клирика и 86 мирян9.

По мнению ряда исследователей, выручку за изъятое поглотили расходы на саму кампанию по изъятию, а также на организацию обновленческого раскола Российской Православной Церкви, который просуществовал до 1945 г.10

В сборнике «Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 г.», подготовленном совместно Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ) и РГВА в 2006 г., опубликованы некоторые документы фонда «Секретариат первого заместителя председателя Реввоенсовета Республики (РГВА. Ф. 33988), посвященные подготовке и проведению в Москве операции по изъятию церковных ценностей в марте–апреле 1922 г.11 Публикуемые два документа фонда Управления начальника Московского гарнизона РГВА (Ф. 27519) дополняют картину трагических событий, происшедших в ходе изъятия в Дорогомилове, входившем в состав Хамовнического района, и картину подготовки изъятия в Бауманском районе. Орфография оригиналов частично сохранена, неразборчиво написанные слова обозначены в тексте.

 

Вступительная статья, подготовка текста к публикации и примечания И.Ю. Кублановского

© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация