Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО»
Документ №33

Замечания И.В. Сталина во время просмотра чернового монтажа фильма «Анна» 28 февраля 1936 г.

28.02.1936

Моя краткая запись указаний и оценки чернового монтажа фильма «Анна» (показанного без конца, которого еще нет)

Присутствуют: Иосиф Виссарионович [Сталин], Микоян и др.

И.В. настойчиво просил показать какой-нибудь новый фильм. Я указал, что сейчас окончательно готовых нет.

— А не окончательно готовые есть?

— Попробую найти.

Через час достал еще не законченный фильм «Анна» (без конца, вследствие того, что прежний конец ГУКФ еще в начале февраля отверг).

Начался просмотр.

Смотрели вначале сдержанно. Более напряженно начали смотреть со сцен: пожар цеха, неудача сватания Яши, свадьба, исключение Анны, встреча Анны с Яковом, встреча, столкновения Павла с вернувшимся Яковом и др. Во время этих сцен т.т. бросали реплики:

Ай, как здорово!

Хорошо.

Вот это картина!

После окончания рассказал варианты концовок.

И.В. сформулировал свое предложение о концовке, которое сводится к следующему:

1. Женщина, к которой в конце приходит Анна, сообщает ей, что Курганов — это Дзюбин. На этом основании она для себя твердо устанавливает, что Дзюбин не просто человек, скрывший свое социальное происхождение, но и убийца комсомольского секретаря.

2. Когда Анна, находясь уже в квартире, разоблачив Павла как Дзюбина и убийцу комсомольца, целится в него из револьвера, а он начал ползать, входят Яша и секретарь парткома.

Анна говорит им:

Вот Дзюбин, убивший комсомольца.

Секретарь отвечает:

Он не только убил комсомольца, но он еще шпион и предатель нашего государства. Ради этого он и пролез на военный завод.

В это время стоявшие на заднем плане два красноармейца и комиссар НКВД арестовывают Павла (и на затемнение, связав ему руки, уводят).

3. Фильму надо дать название не «Анна», а «Партийный билет»1.

После этого показал «Рабоче-крестьянская».

Смотрели хорошо. Сильно хвалили простой и ясный план фильма, дикторский текст, мелодию и песни композиторов братьев Покрасс и слова поэта т. Суркова. Особенно мелодию.

Я рассказал, как этих композиторов чураются люди искусства и критики.

И.В. на это ответил:

Это чисто их свойство. Раз человек создал марш Буденного и такую песню, значит человек способный и достойный положительной оценки. Хорошо делаете, что поддерживаете таких тружеников культуры и не даете их в обиду.

 

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 829. Л. 84–85.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация