Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО»
Документ №28

Запись беседы И.В. Сталина с Б. Шумяцким и А. Довженко во время кинопросмотра фильмов «Последний маскарад» и «Чапаев» 10 ноября 1935 г. о возврате помещений, занятых под драматические и иные театры, кинотеатрам, кинофильме «Щорс»

10.11.1935

Моя краткая запись беседы с И.В. при просмотре фильм «Последний маскарад» и «Чапаев» 10 ноября 1935 г.

И.В. [Сталин] просил показать «Чапаев» и «Последний маскарад».

Б. Шумяцкий просит вызвать и побеседовать с А.П. Довженко, ибо работу он кончил, зрители с подъемом принимают фильм, а главное — нужна ориентировка и благословение на новую работу по Щорсу.

И.В. Хорошо, вызовем. Свое обещание сдержим. Вы также выполняйте их по кино.

К. Еф. [Ворошилов]. А что, он неплохо выполняет. Все четыре картины, выпущенные Шумяцким за последнее время, неплохи, каждая по-своему интересна («Лунный камень»1, «Маневры», «Аэроград» и «Путь корабля»).

И.В. А я разве иное говорю.

Б.Ш. А как же с вызовом Довженко.

И.В. Хорошо, к концу просмотра будьте готовы вызвать его. Ему кое-что надо сказать о необходимых шагах его дальнейшей работы.

Далее И.В. подробно разобрал отдельные места картины «Аэроград», причем тут же происходил обмен мнений. Особенно отмечалось, что если бы она имела более сильный сюжет, то превратилась бы в мировой боевик. Указываю, что об этом ему надо тактично сказать. Но даже и сейчас — она яркая и оригинальная картина2.

Начали смотреть фильм «Последний маскарад».

И.В. смотрит ее 8-й раз. Очень хвалит. Во время просмотра отмечалась необходимость дать еще ряд надписей, о чем надо бы переговорить с Чиаурели.

Потом разговор перешел на мое ходатайство о возврате всех занятых под драматические и иные театры помещений кинотеатров.

И.В. Надо решительно кончить с растаскиванием кинотеатров. Безобразие — самое любимое массами искусство не может развернуть показа своих произведений из-за того, что его театры не увеличиваются, а растаскиваются. Мы не для того в 1933 г. отдавали кинотеатры местам, чтобы они занимались сокращением их сети. Снова напрашивается мысль передать все театры Шумяцкому. Он их снова будет строить, а главное — не даст растаскивать. Но мало ему вернуть кинотеатры — надо ему выделить часть из театров драматических и оперных. Расплодили их много, и ни репертуара, ни организации, ни руководства ими настоящего нет. Имеется только дешевое меценатство. Стоит кому-то сделать один более или менее сносный спектакль — как ему сейчас же суют здание. Живи, мол, и ничего не делай. Надо сейчас же вызвать Хрущева, и мы с ним обо всем поговорим (т. Хрущев вскоре приехал).

И.В. указал т. Хрущеву на необходимость вернуть Мосгоркино «Форум», ГУКФ «Колизей» и др. бывшие кинотеатры и передать ГУКФ под кинотеатры все здания, включая и прилегающие части нового театра бывшего Общества политкаторжан (Поварская ул.) и нового театра Дома Правительства3.

Для окончательной выработки решения выделена комиссия: Калинин, Шумяцкий, Хрущев. Высказано положение о стройке ГУКФ в Москве в 1936 г. одного образцового кинотеатра.

Б.Ш. Перед просмотром другого фильма просил разрешить вызвать Довженко.

Получив согласие на это, вызвал.

Прибыл Довженко.

По просьбе И.В. он кратко рассказал, как он работал над фильмом4.

И.В. и др. тт. благодарили его за прекрасный фильм, подробно отмечали его яркие места.

И.В. попутно в весьма задушевной форме отметил и отдельные недочеты картины (дидактичность Шабанова и некоторых мест первого самурая).

Попутно снова подробно указывал на яркие места ленты.

Затем беседа перешла на фильм о Щорсе.

И.В. Спросил, как идет работа.

А. Довженко: Собрана масса материала. Но было некогда отдать все силы на эту работу. Вот сейчас, хотя немного устал, но готов все силы сразу же отдать этой постановке.

И.B. Нет, зачем же сразу. Не надо так торопиться. Наоборот, надо хорошо отдохнуть, а затем и за работу.

Вот народные песни надо не забыть использовать. А то у нас все стараются гармонизировать. А на поверку не узнаешь первоисточника — хорошей народной песни. Вот, например, «Запрягайте хлопцы кони» и ряд др. Танцы народные — так же.

А. Довженко указывает, что он об этом крепко думает.

Просмотрели «Чапаева».

Во время просмотра И.В. все время подчеркивал наиболее яркие места и особенно хвалил фильм (который он уже смотрит 27-й раз).

К. Ефр. Я уже просмотрел 10–11 раз и готов его смотреть и впредь.

И.В. В этом свойство больших произведений искусства. Чем больше смотрим, тем больше нравятся.

И сам не знаешь, что в них больше привлекает: замысел, игра актеров, предельная простота и ясность показа эпохи и ее людей. Вернее всего — нравится все.

Просмотр закончился в 2 ч. ночи.

 

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 829. Л. 60–63.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация