Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

1922 г.: ВЫСЫЛКА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Документ №19

Ответы С.Е. Трубецкого на вопросы следователя ГПУ

18.08.1922

На вопросы, предложенные мне следователем, отвечаю:

1) На структуру Советской власти и на созданное ею пролетарское государство я смотрю с большим интересом, как на совершенно новое для мира историческое явление; я никогда себя не считал пророком и поэтому не знаю, что получится из этого развития, но тепершняя давность Соввласти в России привела меня к твердому убеждению, что это, по-видимому, необходимый фазис ее исторического развития.

2) Интеллигенция, по моему мнению, должна вести возможно интенсивную культурную работу, от политической работы в настоящих условиях лица, не разделяющие идеалов коммунистической партии, должны устраниться.

3) Применение забастовок в высших учебных заведениях я считаю крайне нежелательным.

4) «Смены Вех» я не читал, а только слышал об этом сборнике и читал о нем статьи. Затрудняюсь поэтому дать исчерпывающий ответ на вопрос о моем отношении к этому направлению. Насколько могу судить, это общее имя, объединяющее очень много самых разнообразных оттенков мысли – от близких к коммунизму до чисто оппортунистических. Деятельность и идеология «савинковцев» мне совершенно неизвестна.

К с[оциалистам]-р[еволюционерам] я всегда относился отрицательно, т.к. вообще социалистом никогда не был, не был также и «народником». Процессом [над] с[оциалистами]-р[еволюционерами] я интересовался весьма мало и считаю, что партия с[оциалистов]-р[еволюционеров] не представляет в настоящее время серьезный политический фактор, от которого можно ждать каких-либо крупных перемен на политическом горизонте.

5) По отношению к приему слушателей в высшие учебные заведения я считаю, что привнесение всяких других соображений кроме требований, вытекающих из самого существа научного дела, крайне нежелательно, т.к. ведет лишь к понижению культурного уровня слушателей, что для интересов высшего образования, конечно, вредит.

6) Об отношении моем к нашим эмигрантам я могу сказать следующее: среди них у меня есть родные и знакомые, к которым у меня сохранилось самое хорошее отношение. Само эмигрирование я считаю очень прискорбным фактом. Сам не уехал, когда уезжали многие, и об этом не жалею. Длительный отрыв от родной почвы я считаю весьма болезненным и вредным.

7) Со времени моего освобождения из тюрьмы (по делу «Тактического центра»)1 ни к каким политическим обществам и организациям я не принадлежал и не принадлежу.

8) На указанных Вами двух докладах по вопросу о примате Св[ятого] апостола Петра и о направлениях возможного соединения церквей (православной и католической) я был. Доклады касались лишь чисто церковно-догматических вопросов. Лиц, присутствовавших на докладах, хотя эти собрания я считал и продолжаю считать вполне законными, т.к. они не были политическими, я назвать, отказываюсь, т.к. это могло бы повлечь для них некоторые неприятности. Все касающееся меня в отношении этого вопроса я следователю высказал и готов отвечать на все другие вопросы, не касающиеся других лиц.

 

ЦА ФСБ РФ. Д. Н-206. Т. 2. Л. 166–169. Автограф.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация