Альманах Россия XX век

Архив Александра Н. Яковлева

«ЖЕЛАЕМ, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ БЫЛИ ВЕРУЮЩИМИ В БОГА»: Обращения граждан в Св. Собор Православной Российской Церкви и органы советской власти в защиту религиозного образования (1918–1921)
Документ № 10

Разъяснение заведующего VIII отделом Наркомюста на заявление крестьян деревни Поддубной Звенигородского уезда Московской губернии председателю ВЦИК по поводу Закона Божия1

07.06.1919

Председателю ВЦИК мая 31-го дня 1919 г. поступило заявление от крестьян дер. Поддубной Звенигородскогог уезда с запросом, почему «не велят учить Закону Божьему, ибо от Закона Божьего больше кротости и боязни греха и уж не жиды ли хотят подогнать всех русских под свою веру».

VIII Отдел Наркомюста <…> просит Звенигородский исполком учинить зависящее от него распоряжение о разъяснении крестьянам <…> следующего.

<…> Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви отнюдь не воспрещает желающим обучать детей Закону Божьему или какой бы то ни было религии на дому.

Советская же школа — есть школа общественная, которая преподает только научные истины и бесспорные знания, добытые всем трудящимся человечеством.

Посему преподавание какой-нибудь религии — христианской, мусульманской, иудейской и т.д. не входит в задачи Рабоче-Крестьянской власти, ибо каждая религия по-своему объясняет как явления природы, так и общественные отношения, отношение к царям, к помещикам и ко всему миру эксплуататоров.

Кроме того большинство существующих церковных организаций (православных, католических, мусульманских, иудейских и т.д.) тесно связано как своими догматами, так и своей организацией с буржуазными классами и в происходящей борьбе между помещиками, капиталистами всего мира с одной стороны, и трудящимися — рабочими и крестьянами с другой, церковники всех религий деятельно, явно, а где нельзя явно, то тайно — помогают подавлению восставшего народа и водворению старого угнетательского порядка.

С фронта поступают известия, что всюду, где белогвардейцам снова удается захватить деревни и города в свою власть, разрушив временно власть советов, — церковнослужители деятельно помогают белогвардейцам уничтожить революционные трудовые элементы деревни и города, указывают поименно известных им крестьян и рабочих, словом продолжают свою полицейскую работу, которую они исполняли при царях. Опыт внутренних кулацких и черносотенных восстаний показал, что духовенство всех сортов, особенно высшее, открыто становится во главе темных сил, стремящихся снова поработить крестьян, отобрать у них землю и т.д.

Поэтому VIII Отдел предлагает гражданам дер. Поддубной, если у них имеется потребность у самих по старой привычке искать разъяснения вопросов жизни и природы в религии, а не в науке, продолжать свободно самим придерживаться своих религиозных обрядов и верований, поскольку они не нарушают интересов мировой борьбы трудящихся с капиталистами и помещиками, детям же своим остерегаться навязывать устаревшие сведения об устройстве мира как физического, так и общественного, ибо сведения эти не могут быть полезны им в их борьбе с природой и эксплуататорами. Что касается нравственности, то надо помнить, что не религия заставляет быть добрым гражданином и нравственным человеком трудящихся, а его борьба за устройство общественной жизни на основании правильно понятых им классовых интересов и правильно понятых законов природы.

<…> Количество евреев в Коммунистической партии и в высших органах управления чрезвычайно ничтожно — 1–2 %!!! Что касается высших учреждений, то и того менее. Но даже если это было бы и не так <…>, весьма странно слышать подобные речи от людей, претендующих на название крестьян. Сама христианская религия тесно связана с юдаизмом исторически и первые апостолы и сам предполагаемый основатель религии Христос были исключительно все евреи. Весь Ветхий Завет — есть исключительно книга еврейского народа. Сама религия Христа отвергла национальный принцип («в церкви несть эллин или еврей»), каковой принцип усвоен и последующими мыслителями человечества.

Рабочий класс в лице своей науки (марксизм) этот принцип поставил на классовое основание, т.е. рекомендует оценивать человеческие отношения и роль отдельного класса с точки зрения борьбы класса трудящихся против эксплуататоров. Весь мир теперь разделен на открыто борющиеся между собой два лагеря: с одной стороны — все трудящиеся, без различия национальности и вероисповедания; с другой стороны — все эксплуататоры и насильники — тоже без различия их происхождения и вероисповедания.

В Советской Республике, где чиновник, правитель — слуги народа, являются выбранными и зависят от своего народа, жалоба населения на какое-то лицо должна быть доказываема не тем, что он принадлежит к той или иной религии или расе, а лишь тем, насколько он соответствует своему назначению, как гражданин и служащее трудовым интересам лицо.

Посему, если крестьяне данного села усматривают в действиях каких-нибудь комитетов или выбранных или назначенных должностных лиц несоответствие <…>, — пусть переизберут, пишут жалобу.

 

Заведующий VIII Отделом НКЮ П. Красиков

 

ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 754. Л. 69–70. Копия. Машинопись.


Назад
© 2001-2016 АРХИВ АЛЕКСАНДРА Н. ЯКОВЛЕВА Правовая информация